Совладелец петербургской IT–компании расстался с бизнесом в Москве

Автор фото: ТАСС

Совладелец петербургской IT–компании, аффилированной с крупным проектировщиком судов для Военно–Морского флота, расстался с бизнесом в Москве.

Петербургский бизнесмен Антон Соболевский в первых числах апреля продал принадлежавшие ему с 2020 года 16,66% долей московского ООО "Имплемента", специализирующегося на производстве программного обеспечения. У него теперь только петербургский IT–бизнес, аффилированный с АО "Спецсудопроект", проектировщиком вспомогательных судов и кораблей для ВМФ.

Не стал менять IT на консалтинг

Из уставного капитала "Имплементы" вышел и Евгений Петров, бывший партнёр Антона Соболевского, также имевший 16,66% в компании. Новым владельцем этих 33,33% долей стало столичное АО "Ай–Джи–Эй Технологии", разработчик программных продуктов для промышленности.
Со 2 апреля Антону Соболевскому принадлежат лишь 50% долей и директорское кресло в ООО "Спецсудопроект–ИТ", зарегистрированном в марте позапрошлого года и пока не опубликовавшем сведения о выручке и доходах. Владелица второй половины долей "Спецсудопроекта–ИТ" Антонина Бухарина возглавляет крупную инжиниринговую компанию — АО "Спецсудопроект", спроектировавшее десятки судов для гражданского и военного флота. До неё директором "Спецсудопроекта" был Антон Соболевский.
По его словам, выход из уставного капитала "Имплементы" связан со сменой профиля компании, происшедшей после разрыва отношений с французским производителем промышленного программного обеспечения Dassault Systèmes SE.
"“Имплемента” не занимается больше IT–бизнесом, она теперь занимается консалтингом. Корпоративные изменения связаны со сменой вида деятельности. “Имплемента” работала с продуктом французской компании Dassault, который в большей степени нужен для машиностроения, он более простой, чем в судостроении. В основном “Имплемента” торговала программным обеспечением французского производства, но это в прошлом, изменилось всё. ПО “Имплементы” мы использовали для малых судов", — говорит Антон Соболевский.
Сумму сделки по продаже долей в столичной компании бизнесмен раскрывать не стал.
По финансовой отчётности в СПАРК видно, что уставный капитал "Имплементы" — 12 млн рублей, в 2021–м, до введения международных санкций, выручка компании составила 277,3 млн, 2022 и 2023 годы она закончила с выручкой 52,2 млн и 33,6 млн соответственно.

"Спецсудопроект" в деле

Суда, спроектированные "Спецсудопроектом", регулярно попадают в новостные ленты. В августе 2021 года в состав ВМФ вошло судно тылового обеспечения "Всеволод Бобров", которое с января 2022–го несёт службу в составе Черноморского флота. Благодаря крановому оборудованию и системе динамического позиционирования оно может выполнять погрузочные операции у необорудованных причальных стенок и даже в открытом море. Класс автоматизации А1 обеспечивает безвахтенное обслуживание, а корпус с ледовым классом ARC4 рассчитан на преодоление льда толщиной 0,6 м. Это второе судно разработанного "Спецсудопроектом" проекта 23120, построенное на Северной верфи. Головной "Эльбрус" включён в состав Северного флота в 2018 году.
В июле 2023–го рыбинский судостроительный завод "Вымпел" спустил на воду пограничный корабль "Буревестник" проекта 03050, шифр "Гюйс". Это шестой корабль проекта, автор которого петербургский "Спецсудопроект". Корабли проекта 03050 способны на автономное плавание в течение 20 суток. У них высокая мореходность при сравнительно небольшом водоизмещении, высокая скорость хода, комфортные условия размещения экипажа, они могут оказывать помощь судам, терпящим бедствие. В октябре 2023–го "Вымпел" завершил ходовые испытания "Буревестника". "Спецсудопроект" разработал также средний морской танкер проекта 23130. В 2020 году Минобороны заказало Невскому судостроительно–судоремонтному заводу три таких судна. В октябре 2023–го первое из них, "Василий Никитин", спущено на воду. Танкеры проекта 23130 способны без швартовки к другому теплоходу передавать и принимать жидкие грузы, принимать, хранить, транспортировать и передавать сухие грузы с помощью системы траверзной передачи в море. Функциональные возможности судна позволят выдавать горючее одновременно трём судам, идущим на расстоянии от 50 до 100 м.

Только себе или на продажу

Участники рынка по–разному относятся к созданию собственных программных продуктов для проектного судостроительного бизнеса — одни считают, что проще купить готовые и адаптировать под свои нужды, другие уверены, что ПО должно быть эксклюзивным.
Исполнительный директор ООО "Северное море" Ольга Одаренко полагает, что проектной компании имеет смысл иметь собственного разработчика ПО лишь в случае, если продукты такой компании окажутся продуктами общего пользования.
"Создавать базовые программные платформы для проектирования судов, на мой взгляд, целесообразно, если эти платформы в дальнейшем купят многие проектные компании. Я бы не стала вкладываться в производство ПО для судового проектирования, если, кроме моей компании, никто им не будет пользоваться. Затраты весьма существенные, гораздо проще найти готовые решения на рынке и адаптировать их силами пары штатных программистов. Наверное, может быть обоснованным создание небольших программных модулей для расчётов при проектировании специальных судов, не более", — говорит глава "Северного моря".
По мнению первого заместителя генерального директора ООО "Морские комплексные системы" (МКС) Льва Засыпко, для компании, проектирующей судовое оборудование, очень важно иметь собственное подразделение, которое специализировалось бы на изготовлении программного обеспечения.
"Мы рассматриваем это как приоритетное направление развития компании. Ведь программное обеспечение позволяет быстро и комфортно для клиентов осуществлять сервис и постпродажное обслуживание оборудования, которое мы спроектировали и создали. Для поставок таких сложных продуктов, как судовые рыбофабрики, одним из ключевых факторов при выборе поставщика помимо стоимости является работоспособность. Рыбофабрика — это слаженное функционирование большого числа компонентов (конвейеров, взвешивающих терминалов, головоотсекающих и шкуросъёмных устройств, холодильного и межтрюмного элеваторного оборудования и пр.). Критически важно, чтобы все элементы работали органично, в едином комплексе. На мой взгляд, такого можно добиться лишь с собственным ПО", — говорит руководитель МКС.
Досье:
Непубличное акционерное общество "Спецсудопроект" зарегистрировано в Петербурге в 2001 году. Компания ведёт "деятельность в области инженерных изысканий, инженерно–технического проектирования, управления проектами строительства, выполнения строительного контроля и авторского надзора, предоставление технических консультаций в этих областях". Состав акционеров и финансовые показатели не раскрываются. Директор "Спецсудопроекта" Антонина Бухарина владеет 50% долей ООО "Спецсудопроект–ИТ", которое занимается изготовлением программного обеспечения. Оставшиеся 50% у Антона Соболевского.