Мариинский театр спроектировали из Москвы

Автор фото: russist.ru
Новая Мариинка ночью (проект Денисова)

Московский архитектор Алексей Денисов подготовил проект второй сцены Мариинского театра вместо фактически отклоненного в прошлом году проекта Доминика Перро. Зодчий считает, что во время экономического кризиса его концепция имеет больше шансов, чем все другие проекты. Это значит, что вместо экстравагантно современного сооружения появится здание–клон в типично петербургском стиле.

"ДП": Алексей Михайлович, как вы стали автором проекта второй сцены
Мариинского театра? Это было чье–то приглашение или ваша личная
инициатива?
А.Д.: Я давно занимаюсь театрами. Как закончил 30 лет назад
институт, так сразу на Большой театр попал. Сделал проект реконструкции Большого
театра, Московской консерватории, МХАТа, Театр Корша реставрировали в Москве,
Малый театр. В последнее время занимаюсь театром в Астрахани.
Долгое время работаю в Обществе охраны памятников и по роду
своей деятельности часто бываю в Петербурге, ситуация с Мариинским театром
мне хорошо известна. По своим убеждениям и с целью сохранить наследие я и мои
помощники предложили концепцию второй сцены. Основная цель — чтобы она была
похожа на существующий театр; во–вторых, чтобы она была похожа на то, что
делается в Петербурге; в–третьих, чтобы здание было достойно коллектива, который
в нем будет находиться.
"ДП": Но ведь проект выбран, второй конкурс не объявлялся. Почему вы
рассчитываете на успех?
А.Д.: Нам сообщили официально, что проект Доминика Перро
отклонен госкомиссией из–за того, что его Новая
Мариинка ночью (проект Денисова) не приняли петербуржцы.
"ДП": Ваш проект полностью новый или доработка касается только
купола?
А.Д.: Доработка касается только части фасадов и кровли. Все
остальное, что придумано Перро, придумано, кстати, хорошо.
"ДП": Как вы оцениваете свою шансы стать главным архитектором
проекта?
А.Д.: У меня была возможность представить свой эскиз лично
Валерию Абисалловичу. На моем астраханском объекте побывал министр культуры
Авдеев, ему я тоже имел возможность показать свою концепцию. С ней хорошо
знакомы люди, которые принимают непосредственное участие в судьбе театра.
"ДП": Сколько еще существует проектов, помимо вашего?
А.Д.: Цифры разные называют. Директор дирекции Гутовский
говорит, что есть 15 проектов. Мне кажется, их меньше, конечно. Есть предложения
немецких архитекторов, французских, канадских. Наши, российские, из Петербурга
ребята, я знаю, делали. Сейчас дело за заказчиком — Министерством культуры. Оно
должно определиться и выбрать лучший из представленных проектов.
"ДП": Но открытых конкурсов больше не будет?
А.Д.: Бывают разные конкурсы — открытые, заказные.
Конкурс на строительство второй сцены Мариинки был заказным. Там я даже не знаю,
кто определил фамилии известных архитекторов, им прислали приглашения и
заплатили деньги за участие. Выбрали проект Доминика Перро. Я, конечно, считаю,
что конкурс должен быть открытым. Но сейчас уже поздно, потому что процедура
длительная. Надо было с самого начала делать открытый конкурс. Я уверен, что
нашелся бы автор, который сделал бы достойную вещь.
"ДП": Но ведь уже очевидно, что к 2010 году ничего не будет
построено?
А.Д.: Почему? Я всю жизнь в строительстве. Я убежден, что
это можно сделать. Даже ни капли сомнений нет. Мы построили театр в Астрахани за
полтора года с нуля, вместе с подвалами. А здесь работа уже идет 2 года.
Основание фундамента есть. То, что я видел там в последнее время, делается очень
хорошо.
"ДП": Подземные работы полностью завершены?
А.Д.: Нет, не завершены, но делаются очень грамотными
специалистами. Ленинградские метростроевцы этим занимаются. Очень хорошо,
профессионально, быстро. Что касается фасадов — надо сейчас определиться с
проектом, потом подготовить рабочую документацию (это не так долго, кстати).
Параллельно должна быть проведена экспертиза.
Наверняка всякие обсуждения должны быть на уровне городского
совета, общественности, и если положительных эмоций будет больше, чем
отрицательных, то проект будет выполнен в натуре. Это вполне реально. Я считаю,
что в исполнении работ должны принимать участие российские фирмы. Им это вполне
по силам.
"ДП": В ранее утвержденную смету удастся уложиться?
А.Д.: Конечно! Даже в меньшую сумму, я уверен в этом. Я
думаю, что сами эти фасады и кровля должны стоить максимум полмиллиарда рублей.
Это максимальная цена, которая возможна. Остальные накрутки — от
лукавого.
"ДП": Говорят, что в июне все–таки состоится официальный
конкурс.
А.Д.: Мне сказали, что меня и коллектив, с которым я
работаю, пригласят для участия в конкурсе. Главным условием является
использование конструкций, запроектированных Перро и генпроектировщиками.
"ДП": Как вы оцениваете свои шансы?
А.Д.: Думаю, год назад они были небольшими. Но сейчас из–за
кризиса у нас, как и во всем мире, происходит переоценка ценностей, и сейчас они
как никогда высоки. Проект и отвечает требованиям архитектурной среды, и
более бюджетный. Разница в цене по сравнению с другими проектами — почти 10
раз.
"ДП": Вы видели другие проекты?
А.Д.: Некоторые из них видел. Он все в основном в стиле
хай–тек — стекло, бетон, современные в кавычках. Они сами себя
позиционируют как архитектурный мусор в расчете на то, что через какое–то время
здание снесут и построят на его месте новое.
"ДП": Вы в курсе интриг, которые существуют вокруг проекта
Мариинки–2. Например, говорят, что фаворитом был канадский проект. Однако
сейчас, когда выяснилось, что в нем уменьшена площадь коммерческих площадей,
интерес к нему угас.
А.Д.: К сожалению, эти вопросы публично не обсуждаются. Я
что–то об этом слышал. В нашем проекте мы предлагаем, наоборот, часть, которая
выходит на Крюков канал, открыть городу. Сделать там кафе, рестораны, как это
есть вокруг Ковент–Гарден, Ла Скала, где целые улицы заняты кафе,
ресторанчиками, магазинами, где торгуют специфическим товаром — цветами,
сувенирами и т.д.