Историк Лев Лурье написал о дикой провинциализации Петербурга. Фактов, к сожалению, более чем достаточно.
Новости последней недели единообразны. При полном бездействии или даже содействии Смольного рушатся важнейшие городские культурные институции. По словам Михаила Пиотровского, ускоренными темпами идет "дикая провинциализация Петербурга".
Осторожную просьбу директора Эрмитажа повременить с передачей собора РПЦ глава отдела по взаимодействию церкви и общества петербургской епархии Александр Пелин назвал позорной. Батюшка, недавно прибывший к нам из Мордовии в свите митрополита Варсонофия, поучает: "Михаилу Борисовичу, если он ратует за Исаакиевский собор как за исторический памятник, может быть, имеет смысл больше заниматься историческими традициями Эрмитажа как одного из лучших музеев мира, а не устраивать там провокационные выставки, подобные выставке Яна Фабра?" Александр Пелин не поленился, самолично побывал на выставке: "Нам до Яна Фабра особого дела нет, но для чего нам в России такое искусство?!"
"Им" такое искусство не нужно. Товарищ Пелина по Координационному совету патриотических сил Санкт–Петербурга Артур Артюх сорвал в свое время эрмитажную выставку Чепменов "Конец веселья", а сам глава отдела по взаимодействию церкви и общества открыто поддержал погром выставки Вадима Сидура в Москве.
Господин Пелин оставил после себя в родном Саранске множество скандальных историй: чего стоит только его переписка в Интернете с православным писателем Сенькиным, где обе стороны вышли далеко за рамки теологической лексики. В Питере священник распространял слухи о том, что Мефистофеля на Лахтинской сбили Николай Буров и Михаил Пиотровский, плавал совершенно голым по Неве в новой "обкатываемой" лодке с дружком — черным пиарщиком Антоном Вуймой, который впоследствии жаловался на его пьянство митрополиту: "Я писал письмо митрополиту Варсонофию с просьбой повлиять на Пелина. Это его соратник, привезенный с собой из Мордовии, и митрополит каждый раз считает, что он одумается".
Когда провинциальный невежда, годящийся в сыновья директору Эрмитажа, поучает его — как и что выставлять в музее, становится как–то не по себе. Николай Буров сказал о "мордовском десанте" в петербургской митрополии: "Этот город пережил блокаду, переживет и вас". Переживет, но что и сколько еще придется вытерпеть? Тем более, что примеры "дикой провинциализации" этим не исчерпываются. Из Музея истории Петербурга выжили известнейшего экспозиционера (ее "Русский модерн" и сейчас выставлен в Инженерном доме Петропавловской крепости) Юлию Демиденко, автора десятков выставок, монографий, каталогов.
На месте заместителя директора по науке ее заменил Сергей Колюжный, дотоле прославленный разве что выставками орудий пыток, драконов и восковых фигур в куртинах Петропавловки.
Он автор защищенной в городе Кропоткине Краснодарского края диссертации "Исторический опыт реформирования российской системы представительной власти (1993–1999 годы)", ровно наполовину списанной, как свидетельствует "Диссернет", из кандидатской Владимира Измайлова "Исторический опыт проведения избирательных кампаний в органы представительной власти Российской Федерации".
Городские власти и Роспотребнадзор не мытьем, так катаньем пытаются закрыть один из лучших вузов России — Европейский университет. И это не смотря на заступничество совета ректоров, Алексея Кудрина и прямое распоряжение президента помочь университету.
Российскую государственную библиотеку (знаменитую Публичку) сливают с московской Российской национальной. Это значит, что действующее с дореволюционных времен правило обязательного экземпляра перестает работать и за некоторыми книгами исследователям придется отправляться в Москву.
Петербург на своем веку видел много начальников. Но такого тусклого, бескультурного и малоинициативного руководства у нас, пожалуй, еще не было. Мы привыкли к сопротивлению "варварской" Москве. Но собянинское руководство на порядок просвещеннее нашего. Соборы Кремля никто не передает церкви, Сергиев Посад не навязывает Третьяковке эстетических правил.
Похоже, что великим городом управляет рука не Смольного, а лавры. Подготовиться Валерию Гергиеву. Следующим объектом, судя по Новосибирску, станет "Щелкунчик".