ПТК продаст завод под нефтебазу

Автор фото: "ДП"
заместитель генерального директора ЗАО "ПТК" Леонид Чурилов

Петербургская топливная компания (ПТК) намерена в период кризиса отказаться от вложения средств в непрофильный бизнес. В первую очередь, компания планирует продать недостроенное производство в Кировске под нефтебазу одной из вертикально интегрированных нефтяных компаний.

В 2008 году инвестиции в развитие инфраструктуры Петербургской топливной компании составили $40 млн, что в 2 раза больше вложений 2007 года. Инвестиционную программу на 2009 год руководство ПТК озвучивать не стало.
Однако как сообщил первый заместитель генерального директора ЗАО "ПТК" Леонид Чурилов, инфраструктурных вложений в основной бизнес в этом году быть не должно, так как в прошлом году компания практически завершила реконструкцию и модернизацию на всех АЗС в Петербурге, Ленинградской и Псковской области, а также магазинов на заправочных станциях. Не будет серьезных вложений и в "Петербургскую транспортную компанию".
Вкладывать средства в непрофильный бизнес компания тоже не намерена. Сейчас у ПТК три основных непрофильных актива - это недостроенное производство под Кировском в Ленинградской области, территория аэропорта Ржевка и филиал НПО "Энергия". На территории Ржевки в настоящее время хранятся порядка 4 тыс. легковых автомобилей. Как сообщил президент ПТК Юрий Антонов, была идея продать землю "по кусочкам", но теперь от нее отказались. Пока любые действия по этому проекту временно заморожены.
Завод в Кировске, по словам Юрия Антонова, достроен уже на 80%, за исключением завершающего цикла производства. Для него не смогли найти проектировщика, так как при малом объеме производства (100 тыс. тонн в год), проект оказывался невыгодным. Реализацию проекта в Кировском районе Ленинградской области ПТК начала в 2005 году. Изначально проект был рассчитан на выпуск бензола. Затем решено было переориентировать его на производство высокооктановых компонентов, предназначенных для повышения октанового числа бензина. В качестве сырья для производства предполагалось использовать широкую фракцию легких углеводородов (ШФЛУ - производная газового конденсата), получаемую с Сургутнефтегаза.
заместитель генерального директора ЗАО ПТК Леонид Чурилов заместитель генерального директора ЗАО "ПТК" Леонид Чурилов
Сейчас ПТК предлагает использовать недостроенный комплекс в качестве нефтебазы, для хранения нефтепродуктов. Емкости вмещают 14 тыс. кубометров единовременно. В настоящее время ПТК ведет переговоры с нефтяными компаниями. По словам генерального директора ЗАО "ПТК" Андрея Михеева, переговоры велись с компаниями "ТНК-ВР" и "Газпром нефть". С основным поставщиком топлива для ПТК - компанией "Сургутнефтегаз" такие переговоры не проводились, так как они не испытывают недостатка в емкостях для хранения топлива на Северо-Западе. В компании "ТНК-ВР" подтвердили факт переговоров, но от каких-либо комментариев отказались. В "Газпром нефти" на момент написания текста комментариев тоже не давали.
Стоимость нефтебазы оценить эксперты затруднились. Объем инвестиций ПТК в строительство приближается к миллиарду рублей, сообщил Юрий Антонов. По словам директора по развитию и маркетингу исследовательского центра "Кортес" Павла Строкова, для розничных продаж бензина такая нефтебаза нужна только в том случае, если компания, мало представленная на рынке Северо-Запада, собирается развивать здесь розничные продажи топлива своего производства. "Однако непонятно, захочет ли кто-нибудь развивать розничные сети в условиях кризиса", - отметил Павел Строков. Отметим, что, по данным портала Аи92, у ТНК-ВР сейчас в Петербурге 20 АЗС, у "Газпром нефти" - 15.
ПТК рассматривает вопрос именно продажи нефтебазы под Кировском, так как у нее есть достаточно мощносте под хранение, которые она предоставляет в аренду. Сейчас на нефтебазе "Ручьи" завершается реконструкция, по итогам которой суммарный объем хранения составит 100 тыс. кубометров. Там предполагается хранить топливо более высокого класса, а на нефтебазе "Красный нефтяник" - более низкого.
В компании необходимость сокращения инвестиций в период кризиса объясняют снижением потребления топлива корпоративными клиентами. По словам Андрея Михеева, если потребление топлива частными клиентами не снизилось, то транспортные компании сократили его на 25-30%. "Только за ноябрь мы недосчитались по корпоративным продажам 10 млн литров", - сообщил он.
Кроме того, в компании сегодня не берутся прогнозировать, какова будет ситуация с ценами на топливо. Например, в прошлом году, когда наблюдался резкий рост оптовых цен, компания не могла так их повышать для своих клиентов, с которыми были заключены долгосрочные контракты, и в результате терпела убытки. Сейчас оптовые цены снова пошли вверх, однако как быстро скажется это на рознице - неизвестно. Тем более, что сегодня глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев заявил, что ФАС намерена возбудить дела против всех компаний, работающих на рынке розничных продаж. В ПТК сообщили, что в компании работает специальный человек, который еженедельно отправляет информацию в ФАС и работа под таким жестким контролем тоже заставляет их регулировать собственную ценовую политику.
Мария Мокейчева