Федеральная таможенная служба издала приказ, ужесточающий требования к экспорту лома и отходов черных и цветных металлов. Теперь этот один из самых криминальных грузов отнесен к группе риска и подлежит 100% досмотру таможенными службами.
Объем перевалки металлолома в петербургском порту по итогам
10 месяцев 2008 года существенно сократился. Стало меньше и компаний,
обрабатывающиъ такие грузы.
По сути, единственными стивидорами, отправляющими на экспорт
металлолом в Петербурге остались компании "Морской порт Санкт-Петербург" и
"Петролеспорт". Также объемы официально остались на причалах "Кировского
завода", где работают стивидорные компании "Сетос Сервис" и "Тетрамет".
Всего в порту с января по октябрь перегружено 1,7 млн тонн
металлолома, что на 22% ниже прошлогоднего уровня. Причем, в этом году объемы
увеличивал лишь "Морпорт Санкт-Петербурга", остальные игроки рынка только
сокращали свои мощности.
Криминальность бизнеса по сбору и экспорту металлолома стала притчей
в порту, где его сравнивают по этому показателю с лесными грузами и
нефтепродуктами. "Если делать все официально, маржа на нем не так велика, однако
основные деньги делаются на обработке, сортировке, затарке и оформлении этого
сырья", - делится один из участников портового бизнеса.
По сути, последний шаг таможни в этом направлении верный, и
тотальный контроль за перемещением металлолома, который нередко заготовляется не
всегда понятными способами, действительно оправдан.
"Однако включение его в группу риска на практике будет
означать 100% таможенный досмотр, что на практике малореализуемо и дает обширные
коррупционные возможности", - сетует специалист.
"Официальные цены на перевалку металлолома в нашем порту -
$10-20 за тонну, но на его обработку требуется много площадей, специальные,
зачастую грязные технологии, и те, кто занимается металлоломом, давно научились
получать добавленную стоимость за счет дополнительных услуг",- рассказывает
директор аналитического агентства Infranews Алексей Безбородов. По его словам,
основными рынками сбыта российского металлолома сейчас являются Индия и Китай,
обеспечивающие таким образом свои металлургические заводы доступным сырьем.
В большей части Европы переработка металлолома сильно
затруднена из-за повышенных экологических требований. В последнее время отгрузка
нередко осуществляется в контейнерах, что повышает мобильность и простоту
транспортировки металлолома.