Чтобы выйти из кризиса, компания Samsung отказалась в свое время от привычного для нее поведения в бизнесе. Путь изменений, на который она вступила, привел к успеху.
Корпорация Samsung в 1990-х годах представляла из себя
семейную компанию, работавшую так, как было заведено в Азии - пожизненный наем
сотрудников, огромные привилегии руководству, безумные кредиты, субсидии
убыточных направлений за счет прибыльных, главным достижением считался объем
производства и экспортных поставок и т.д.
Рано или поздно за ошибки приходится платить. И в конце
1990-х это время пришло.
Сначала в результате перенасыщения рынков упала цена на
микросхемы памяти - основной продукт компании, дававший более 50% выручки и 90%
прибыли. Затем на весь тихоокеанский регион обрушился очередной экономический
кризис, а затем и кризис в высокотехнологичной отрасли.
Убытки стали слишком ощутимы. Нужны были перемены. Владелец
компании Ли Кун Хи передает в 1998 году бразды правления исполнительным
менеджерам, в частности Юну Джонгу Йонгу, который и явился основным инициатором
изменений. Началась реорганизация.
Читайте также:
Антикризисные истории: откуда взялись часы Swatch
С целью снижения издержек Юн отказался от пожизненного
трудоустройства, сократив персонал на 30%. На 50% были сокращены затраты на
руководство, в том числе на 10% снижена заработная плата топ-менеджерам. В
результате избавления от непрофильных активов были проданы или выведены более 50
предприятий, не дававших прибыли, прекращен выпуск около 70 групп изделий. Но
самое главное - акцент в отчетности был смещен с объема продаж на
рентабельность.
Склады Samsung были под завязку забиты готовой продукцией.
Идея перестроения этой сферы была невероятной на тот день - переход на работу
под заказ. Это потребовало серьезной реорганизации производства, отделов продаж
и маркетинга. Но переход к новой схеме работы позволил компании сэкономить $3
млрд только на затратах на хранение и дебиторской задолженности.
Далее были поставлены более весомые цели: сократить
отставание в технологических разработках от США и Японии и сделать Samsung не
производителем дешевой продукции, как в то время воспринимались корейские
компании, а компанией мирового уровня с более высоким уровнем цен.
Диверсификации было подвергнуто основное производство интегральных микросхем.
Компания сделала ставку на инновационные технологии, изделия более высокого
класса и стоимости. Мнение о компании на потребительском рынке стало
меняться.
К 2000 году все 15 основных подразделений компании, несущих
убытки, стали давать прибыль.