Петербургский рынок такси переживает бум: при ежегодном росте в 30% сегодня он оценивается в 6,3 млрд рублей. В этот бизнес приходят все новые игроки, в том числе из других отраслей.
Компании называют разные причины своего интереса к этому рынку, среди них -
попытки его легализации со стороны властей, высокий рост цен, большой
неудовлетворенный спрос. За последние полгода в Петербурге появилось как минимум
семь новых брендов такси: "Фаворит", "Такса", "Петротакси", "Такси Би-Би",
Ladybird и другие.
На этот рынок вышло даже ЗАО "Петербургская топливная компания" (ПТК): такси
можно заказать через диспетчерскую службу компании. Как рассказал первый
заместитель генерального директора ПТК Леонид Чурилов, компания заключила ряд
договоров с перевозчиками, между которыми распределяются заказы. Какие именно
перевозчики работают с ПТК, Леонид Чурилов не уточнил. По его словам,
организовывать собственное таксомоторное предприятие ПТК пока не собирается.
Сейчас такси в городе работает по трем схемам. Таксомоторные предприятия со
своим автопарком и технической базой занимают только 10-15% рынка. Часть
компаний работает в формате диспетчерской службы: частные предприниматели со
своими автомобилями обслуживают компанию с раскрученным номером заказа такси.
Основную же часть рынка занимают частные водители, которые зачастую даже не
оформляются как предприниматели.
Комитет по транспорту Петербурга 1,5 года назад начал реформирование этого
рынка. Легальными были названы перевозчики, работающие по договору с комитетом:
всего 26 компаний. Они получили от города различные льготы, среди которых
бесплатные стоянки и право работать на первой линии аэропорта и городских
вокзалов. Взамен таксисты должны следить за качеством услуги и обслуживать по
единому городскому тарифу - 35 рублей за 1 км. Диспетчерские службы и ЧП в эту
категорию не попали.
Таксомоторные компании, которые наиболее охотно идут на диалог с городом,
объединены в Некоммерческое партнерство таксомоторных предприятий. Его
председатель Юрий Вейков уверен, что таксомоторный бум в городе произошел именно
благодаря городской реформе, сделавшей рынок такси привлекательным для
предпринимателей.
В ближайшее время НП может пополниться компаниями "Фаворит" и "Петротакси",
которые только выходят на рынок. Ранее в партнерство уже вступило "Такси Би-Би"
Николая Каретникова, который был руководителем крупнейшей компании на рынке
пассажирских перевозок, но после проведения транспортного конкурса в 2005 году
вынужден был уйти. С марта 2008 года в городе работает 10 машин "Такси Би-Би",
но, по словам директора компании Юрия Чуркина, делать выводы об успешности
проекта пока рано.
"Петротакси" также "приехало" с рынка пассажирских перевозок. Татьяна
Кутовая, генеральный директор ООО "Петротакси" (ранее генеральный директор одной
из крупнейших маршрутных компаний - ООО "Балтикстар"), сообщила, что пришла на
рынок такси именно потому, что он сейчас хаотичный и регулируется не более чем
наполовину. По ее словам, есть возможность конкурировать не только за счет цены,
но и за счет качества, поскольку услуга городского такси сейчас мало кого
устраивает. Компания закупила 11 машин, подписала договор с комитетом по
транспорту и работает по единому тарифу. На раскрутку проекта было потрачено 35
млн рублей. Вложения планируется окупить в течение 3 лет.
Независимо с начала этого года в Петербурге работает ООО "Центральная
диспетчерская служба" (бренд "Таксити"). Генеральный директор компании Андрей
Спирин рассказал, что сейчас "Таксити" уже вышло на московский рынок. В
Петербурге у компании 70 машин, а в Москве - 30. Заказы принимает единый
call-центр, на запуск которого было потрачено 300 тыс. евро.
Андрей Спирин уверен, что предприниматели стремятся на рынок такси из-за
значительного роста цен. За последние 2 года цена на услугу такси выросла на
35%. Компания пока только ведет переговоры с чиновниками о подписании договора.
Решающим вопросом остается стоимость услуги. "Хотелось бы, чтобы система
формирования единого тарифа была прозрачной", - отметил Андрей Спирин.
Справка:
7 тыс. машин такси работает в Петербурге. Лидеры среди таксомоторных предприятий: "6 миллионов" - 300 машин, "Такси-Люкс" - 250, "Новое желтое" - 200. Крупнейшие диспетчерские службы: "068" - 700 машин, "7 миллионов" - 400. По договору с Комитетом по транспорту Петербурга сегодня работает 26 таксомоторных компаний (общее число машин - 1287).
7 тыс. машин такси работает в Петербурге. Лидеры среди таксомоторных предприятий: "6 миллионов" - 300 машин, "Такси-Люкс" - 250, "Новое желтое" - 200. Крупнейшие диспетчерские службы: "068" - 700 машин, "7 миллионов" - 400. По договору с Комитетом по транспорту Петербурга сегодня работает 26 таксомоторных компаний (общее число машин - 1287).
Цена поездки на такси от Пулково до начала Невского проспекта: независимые
таксомоторные предприятия – до 1,5 тыс. рублей, легальные перевозчики – 700 –
800 рублей, диспетчерские службы – 580 – 750 рублей. Рентабельность
диспетчерской службы составляет порядка 20%, в то время как рентабельность
таксомоторного предприятия не превышает 10%.