В конце прошлой недели Антон Носик сообщил о своем уходе из компании SUP, где он работает с 2006 года. О том, чем он займется в ближайшее время, - в эксклюзивном интервью для "ДП".
Почему вы решили уйти из SUP и чем планируете заняться?
За последние пару лет в СУПе мной не было создано никакой новой сущности. А
это, согласитесь, скучно. Что касается проектов, то я остаюсь управляющим
партнером фонда Reveality Venture Capital: будем создавать и покупать новые
проекты, разработки. Я по-прежнему буду заниматься своим благотворительным
фондом Pomogi. Org, которому в октябре исполнится два года. Надеюсь, к этому
времени средства, привлеченные и направленные фондом на благотворительные цели,
превысят $2 млн. Но основным местом моей работы станет новостной сайт деловой и
финансовой информации.
Достаточно послушать, сколько раз в день нынешней осенью в разговорах
где-нибудь в кафе, ресторане или общественном транспорте упоминается значение
индекса РТС, чтобы понять: людей, которых интересует эта тема, очень много. Их
больше, чем было в то время, когда я создавал Lenta.ru. И в этой ситуации
существование, по сути дела, монополии "РосБизнесКонсалтинг" на рынке деловой и
финансовой информации - явление удивительное и, мне кажется, не совсем
правильное. Если такой спрос, то должно быть хотя бы такое же предложение. Тем
более, что РБК мигрировал из сферы деловой информации в сферу
общественно-политическую. И сейчас играет в основном на площадке Lenta.ru.
Вы считаете, что интернет-проектов, посвященных деловой и финансовой
информации, недостаточно?
Английский писатель Гилберт Кит Честертон сказал, что падать можно под
бесконечным количеством углов, а стоять только под одним. Попыток осваивать нишу
РБК действительно очень много. И заметная их часть имеет более ранее
происхождение, чем сам РБК. Если посмотрим на АК&М, Прайм-ТАСС, Финмаркет,
Ореанду и пр., то все это приветы из второй половины 1990-х годов, если не из
первой. Но это попытки. И никто рядом не стоит с РБК ни по доходам, ни по
капитализации, ни по известности торговой марки. А должен быть кто-то еще.
Идею, что надо бы этот рынок пощупать, я озвучивал еще в 2000-м году. Но
тогда, к сожалению, у меня были другие приоритеты. А сегодня, когда на меня
вышли люди, которые рассказали мне все то, о чем я говорил семь лет назад, я
подумал: круг замкнулся. В этом есть какая-то своя логика. И я взялся за этот
проект. При том, что я не экономист, не экономический журналист и в общем-то
никакой не бренд на этом рынке. От меня ждут, что я сделаю успешный
интернет-проект. И я его сделаю с божьей помощью.
Чем конкретно будете заниматься?
Я буду главным редактором. Тем человеком, который отвечает за все: строит
разработчиков, дизайнеров, информационных партнеров, обучает редакторов,
формирует команду...
Контент ведь тоже будет в вашем ведении?
Скорее, динамика его движения. Я не могу рассказать экономическим
журналистам, опередила ли в нынешнем году компания "Роснефть" компанию "ЛУКОЙЛ"
или это только видимость. Тут мое мнение неинтересно даже мне самому. А вот как
сделать так, чтобы я как целевая аудитория прочел статью и понял, опередила ли
"Роснефть" "ЛУКОЙЛ", - это я могу рассказать. В этой истории прекрасно то, что я
сам целевая аудитория. Я человек, который не получает зарплату за то, чтобы
интересоваться, что там происходит в мире бизнеса, экономики и финансов, но
человек, который может остаться без этой самой зарплаты, если не будет в этом
ориентироваться. Это существенный фактор интереса людей, которые читают
финансовую информацию.
Несмотря ни на какие перемены, мы играем сегодня с государством в те же
кошки-мышки, что и десять лет назад. Если в отношении пенсионеров и малоимущих
государство пытается проявить какую-то опеку, то в отношении человека, который
хочет сам себя прокормить, государство тратит свои недюжинные силы на то, чтобы
его разорить. И в какую сферу ни кинься, везде стоимость производства и сырья
дорожает, а заработанное обесценивается. Если в этом не ориентироваться (даже
если ты хорошо рисуешь сайты или забиваешь гвозди и этим надеешься себя
прокормить), то при такой ситуации доходы съест либо инфляция, либо очередной
дефолт.
Сколько будет вложено в этот проект?
Создание с нуля и первые три месяца работы проекта Lenta.ru обошлись всего в
$100 тыс. Интернет-проект не должен создаваться на большие деньги. Единственное,
к чему это приводит, - растраты. На большие деньги нужно строить
машиностроительные заводы или банки. Интернет-проекту помещение нужно только для
отдела продаж и совещаний топ-менеджмента. Вся остальная работа может и должна
делаться на дому.
В 2000 г. я впервые попал в Нью-Йорк. Собираясь уезжать, я позвонил в
авиакомпанию забронировать билет. А заодно решил выяснить, сколько времени мне
понадобится, чтобы добраться до аэропорта. "Мне трудно ответить на ваш вопрос, -
сказала мне оператор. - Я никогда не была в Нью-Йорке. Я говорю с вами из
Миннесоты". Это к вопросу о том, как использовать бизнес-процессы. Можно как
способ освоения денег на красивую жизнь участников этого бизнес-процесса. И
тогда нужны большие средства на офисы в центре Москвы, служебные машины,
наружную рекламу и прочее. Мне же интересно создавать сущности, которые сами
себя кормят и за счет этого растут.
Во что вы инвестируете свои свободные средства?
Я стараюсь так вопрос для себя не ставить. Если есть ситуация, когда ты
растишь свои сбережения с нуля до точки, когда они решат какую-то твою проблему
(крыша над головой, хорошее образование и т. п.), тогда стоит подходить к
вопросу инвестирования денег как к точной науке. Но если у тебя от
инвестирования в жизни зависят абстрактные вещи, вроде общей рентабельности
твоих сбережений, задумываться над этим - напрасная трата времени и нервов.
Плохо вложенные средства приносят 2-3% дохода, хорошо вложенные - 20-30%. Если я
вижу перспективный с моей точки зрения проект и мне по карману стать его
участником, я это делаю. Интернет-компания, созданная с первоначальными
инвестициями в размере $100 тыс. и проданная через год за миллион, приносит
деньги, которых ни один ПИФ, депозит или облигация не даст и даже не
обещает.
Каким вы видите свое дальнейшее сотрудничество с компанией
SUP?
LiveJournal (платформа для блогеров Живой журнал принадлежит медиакомпании
"СУП". - Ред.) - это большая ценность для нашей страны, потому что второго СМИ с
месячной аудиторией 9,5 млн человек просто нет. Как сказал однажды Виктор Лошак
(главный редактор журнала "Огонек", в 1990-х возглавлял "Московские новости". -
Ред.) своим журналистам, собиравшимся писать про конфликт в редакции "Известий":
"Будьте аккуратны, потому что "Известия" - это наш Большой театр" (имея в виду,
что газета сама по себе - это некоторая ценность и никакая публикация в
"Московских новостях" не должна нанести ей ущерб). ЖЖ сегодня - это наш Большой
театр. И поскольку с SUP у меня никакого конфликта не было, мне хочется
сохранить продуктивный диалог и обмен мнениями. Возможно, отношения сохранятся в
виде консультативной структуры, которая позволит учитывать мое мнение до, а не
после того, как что-то существенное будет сделано.
В конце сентября в Госдуме появится законопроект о регулировании
интернет-пространства. Каким, по-вашему, может быть этот закон?
В моем представлении, в демократической стране закона, регулирующего
интернет-пространство, быть не может. Это чушь. Если я сообщу заведомо ложную
информацию о готовящихся терактах, меня накажут по ст. 207 УК. Неважно, буду я
это делать по телефону, телеграфу или через интернет. Уже есть законы, которые
говорят, что можно и что нельзя делать. Что действительно нужно - это
разъяснения, учитывающие нынешние реалии, включая интернет.
Чего вы ждете в ближайшее время в интернете?
Во-первых, людей. С общей компьютеризацией страны их тут должно стать больше.
Во-вторых, изменения структуры потребления. Люди все больше времени проводят в
интернете. При этом сложно сказать, что рынок контента к этому готов. Сегодня у
нас нет по крайней мере трех вещей: eBay, CraigsList и Yelp. Все, что
существует, - лишь их прототипы. Molotok. ru, прототип eBay, существует с 1999
г. Но, к примеру, за моим желанием продать там Землю Франца-Иосифа и за
миллионом того, кто хочет у меня ее купить, не стоит никаких обязательств
продавца и никакой ответственности покупателя. еBay потому так велик и успешен,
что все стороны там отвечают конкретными живыми деньгами.
CraigsList - это доска персональных объявлений. Есть отдельные
специализированные площадки (типа Auto. ru,) но одной, где можно найти сразу все
и не платить при этом площадке как посреднику, нет. Та же история и с YP. Нет
ресурса, несмотря на существование в Рунете "желтых страниц", на котором при
запросе о компании вы получаете актуальный адрес, расценки, отклики простых
пользователей и т. п. Нужно иметь огромный массив баз данных, уметь
стимулировать обычных пользователей быть активными участниками этих площадок и
пр. Хотя предпосылки взяться за это есть у нескольких ресурсов.