Не существует потребителей, которые бы покупали товары исходя из здравого смысла. В этом убежден специалист по поведенческой экономике Дэн Эрайли, которые рассказал порталу Money CNN о том, каким образом маркетологи отключают у потребителей чувство логики.
Самой нелогичной и необъяснимой с точки зрения здравого
смысла слабостью потребителя является вера в "бесплатные" покупки. Красивые
ценники и рекламы в магазинах призывают взять товар за "ноль рублей", "ноль
процентов по кредиту", "ноль процентов переплаты" и так далее. Когда потребитель
видит заветный "ноль", у него мгновенно отключается логика. И тогда он порой
готов заплатить куда больше денег, чем реально стоит товар.
Эрайли объясняет
это на конкретном примере.
Три года назад он покупал машину и выбирал между двумя заманчивыми
предложениями. В одной фирме машина стоила дороже, но здесь гарантировалась
бесплатная заправка бензином в течение трех лет (по определенным месячным
нормативам). В другой фирме бесплатного топлива не предлагали, зато та же модель
продавалась дешевле.
Дэн выбрал бесплатный бензин. Значительно позже он понял,
что прогадал. Ездил он на автомобиле мало, так что экономия на бесплатном
бензине составила всего $150-200, в то время, как автомобиль обошелся
значительно дороже.
Еще один распространенный пример, когда
потребителям изменяет логика, - сравнение цен на товары перед покупкой. Обычно
это считается разумным шагом, но зачастую покупатели сравнивают только те
продукты, которые стоят друг с другом на прилавке. Если один телевизор оценен в
$900, то стоящий рядом за $600 кажется, чуть ли не бесплатным подарком. В то
время, как реальная его цена может не превышать и $500.
Тоже самое касается и цен в ресторане. Если клиент видит,
что самое дорогое блюдо стоит $45, то он решает выбрать порцию за $30, считая
эту цену приемлемой. Но ресторану ничто не мешает добиться от клиентов уплаты и
$45 за блюдо - достаточно увеличить максимальную стоимость до $60. Такие же
уловки используют и торговцы недвижимостью.
Универсального лекарства против потери здравого смысла нет.
Эрайли советует всегда настороженно относиться к слову "бесплатно", и пытаться
понять, чего этой уловкой хочет добиться продавец. Потребителю нужно заранее
решить, какой конкретно товар он хочет приобрести, и сколько он готов заплатить.
Определившись с этим, нужно твердо придерживаться задуманного.