Чемпионство «Зенита» и выступление команды в еврокубках снова сделало актуальной проблему незаконного использования самого популярного бренда Северо-Запада.
«Подделок нашего бренда сотни и тысячи. Нет сегмента, где бы
их не было. Больше всего контрафакта в полиграфической и сувенирной продукции,
во всем, что связано с атрибутикой, - рассказывает Сергей Белков, коммерческий
директор ФК «Зенит». - Сейчас нам особенно важно, чтобы под нашей маркой
выпускалась качественная продукция. Наш опыт работы с производителями пищевых
товаров говорит о том, что риск в этой области очень большой, особенно при
заключении контрактов с мелкими фирмами».
Несколько лет назад «Зенит» выпускал под своей маркой
практически все - от пива до пельменей. После смены собственника официально
выпускать товары под брендом «Зенит» остались только две компании - ОАО
«Каравай» и ОАО «Светоч». «Раньше деньги от контрактов даже с небольшими
компаниями были для клуба бюджетообразующими. А сейчас, после прихода
«Газпрома», они стали просто дополнительным заработком», - объясняет Сергей
Белков.
Контрафактом обычно занимаются небольшие компании. Они
производят партию продукта, сбывают в розничную сеть и исчезают. Поэтому в
администрации «Зенита» объясняют, что таких производителей очень сложно
вычислить. Как правило, злоумышленники действуют не в Петербурге, а в тех зонах,
где мы не можем их контролировать. Например, недавно в Москве появились в
продаже семечки «Зенит». Обходом существующих у «Зенита» спонсорских контрактов
занимаются и крупные фирмы. «ВымпелКом» (ТМ «Билайн») привлек для продвижения
своей сети в Петербурге самого популярного игрока команды - Андрея Аршавина.
При этом спонсором «Зенита» является ОАО «МегаФон». «На
щитах не было бренда «Зенита», так как мы использовали Аршавина как игрока
сборной России. Мы поступили таким образом для того, чтобы не ввязываться в
длительные юридические разборки. Нам надо было все сделать быстро, а так мы бы
до сих пор согласовывали свои права», - объясняет Андрей Анисимов, директор
Петербургского филиала ОАО «ВымпелКом».
Отметим, что как игрок национальной сборной Андрей Аршавин
также связан обязательствами. «Компании заключают партнерский контракт с РФС
специально для того, чтобы получить права на бренд национальной сборной. Его они
могут использовать в своей рекламной кампании. А это гораздо больше, чем
изображение какого-то игрока Сидорова», - раздраженно прокомментировал ситуацию
Петр Макаренко, коммерческий директор РФС. «Нельзя упрекать футболиста в желании
подзаработать. У нас контракт с клубом. Игроки приходят и уходят, бренд «Зенита»
неизменен», - говорит Маргарита Горбачева, начальник пресс-службы
Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон».
Цифры
От 10 тыс. евро стоит в год одна товарная позиция.
От 50 тыс. евро стоит в год один сегмент товаров.
100 тыс. евро - минимальная сумма для партнера клуба.
Права передаются «Зенитом» не более чем на 2 года.
Источник: ФК «Зенит», соб. данные
Популярность лучшего игрока «Зенита» Андрея Аршавина
одинаково хорошо работает в Петербурге как на титульных спонсоров клуба (вверху
- «МегаФон»), так и на его конкурентов (внизу - «Билайн»).