Порты Балтии теряют грузы

Порты прибалтийских стран в 2008 г. столкнулись с серьезным оттоком грузов. Нарастить показатели удалось лишь Риге и Клайпеде, остальные порты сокращают обороты.

К прошлой неделе об итогах работы в прошлом году отчитались почти все основные порты прибалтийских стран.
Наилучшие показатели сумел продемонстрировать порт Риги. Уровень в 29,6 млн тонн на 14% превышает прошлогодние данные. Таких показателей удалось достичь за счет резкого - на треть - увеличения перевалки угля, который составляет теперь почти половину всех грузов порта.
В то же время второй по величине порт Латвии в Вентспилсе сократил грузооборот на 8%. Основное падение пришлось на нефть и нефтепродукты, перевалка которых сократилась соответственно на 27% и 10,7%. Объем перегруженных минеральных удобрений сократился в 5 раз.
Клайпедский порт, основной в Литве, напротив сумел резко нарастить перевалку нефтепродуктов, на 31%. В целом порт показал прирост грузооборота на 9,2% (29,9 млн тонн). Однако в декабре месячный показатель упал на 11% по сравнению в 2007 годом.
Наиболее тяжелое положение в Таллинском порту - в 2008 году его грузооборот упал на 20% до 29 млн тонн. Падение продемонстрировали все виды грузов за исключением контейнеров, грузооборот которых остался на прошлогоднем уровне.
Наибольшие потери пришлись на навалочные (-61%), генеральные (-23,8%) и наливные (-8,2%) грузы. Оптимизм вызывают лишь пассажирские перевозки, выросшие в Таллине в прошлом году на 11,3% (7,2 млн человек).
Генеральный директор ЗАО "Инфлот Волдвайд СПб" Игорь Глухов полагает, что в нынешнем году ситуация будет еще тяжелее, чем в прошлом из-з а общего падения грузооборота в европейских портах. "Многие операторы, особенно работающие с накатными грузами, вынуждены даже ставить свои суда на прикол, чтобы избежать операционных потерь", - сетует он.
Еще более мрачны прогнозы Алексея Безбородова, генерального директора ИАА "Инфраньюс". По его мнению, в 2009 г Таллин может потерять до 80% грузооборота и сохранить лишь около 6 млн тонн внутренних грузов. Рижский порт может потерять 25-30% грузов, а Вентспилс из-за сокращения сбыта белорусских производителей удобрений - на 10%.
Наилучшие перспективы, полагает Алексей Безбородов, у Клайпеды, в отношении которой действуют исключительно выгодные ставки ОАО "РЖД", которые России приходится сохранять для связи с Калининградом.
Мария Мокейчева