Рынок репетиционных точек для музыкальных групп в Петербурге еще не сформирован. При минимальных вложениях этот вид бизнеса может приносить около $ 2 тыс. в месяц.
В городе около 200 репетиционных баз, и почти все они работают в
круглосуточном режиме. Несмотря на огромный спрос, частные предприниматели пока
неохотно вкладывают деньги в этот бизнес, и большинство владельцев по-прежнему
составляют музыканты. "С клиентами проблем нет. Дни расписаны наперед. Группы
всегда репетируют не менее трех часов", – рассказывает владелец репетиционной
точки Life style music Алексей Семенов.
Как правило, помещение, где играют музыканты, состоит из двух залов, вложения
в каждый – от $5 тыс. Обычно владелец не тратит много денег на ремонт и дорогой
интерьер. "Место, где проходят репетиции, должно быть аскетичным – ничего
лишнего. Но минимальный ремонт и удобства обязательны", – считают сотрудники
репетиционной базы "Егоров". В Петербурге места для репетиций делятся на три
категории в зависимости от стоимости часа работы: 300 рублей за час, 500 рублей
за час и 600–1500 рублей за час. Как правило, самый дорогой прейскурант
устанавливают точки, оснащенные дорогим оборудованием, комнатой для хранения
аппаратуры и местом для отдыха музыкантов, площадью не менее 20 м2.
Первые в стране репетиционные базы появились в Москве. С 2000 года они стали
открываться и в Петербурге. В основном это были проекты самих музыкантов, и
предназначались для друзей и знакомых. Мысли, что на этом можно еще и
заработать, возникали крайне редко. Однако не прошло и двух лет, как
репетиционные точки начали приносить их владельцам прибыль. В дальнейшем, если у
музыканта была своя база, смело можно было говорить о том, что он занимается еще
и предпринимательской деятельностью.
Сегодня в Петербурге часть репетиционных баз расположена в центре города,
однако больше всего их в промзонах, в складских и тому подобных помещениях. В
центре, по словам участников рынка, аренда помещения в центре в два раза дороже,
чем на окраинах и в промзонах. По словам Алексея Семенова, очень много
репетиционных точек возле станции метро "Балтийская", в зданиях заводов. В
центре города репетиционные точки могут располагаться в офисах и обустроенных
подвальных помещениях. Самые популярные времена года у музыкальных групп –
осень, зима и весна. Летом желающих посвятить свободное время репетициям меньше.
А самое непопулярное время суток – с 9 утра до полудня.
Как же организовать этот бизнес?
Шаг 1. Помещение. Из-за специфики бизнеса необходимо тщательно подойти к
поиску помещения. Важно быть уверенным, что через месяц арендодатель не
передумает сдавать его именно под репетиционную точку. Договор лучше заключать
напрямую с владельцем: через агентство дольше и дороже. Место для репетиций
должно быть площадью не меньше 20 м2, оптимальное – 50 м2. В этом случае
репетиционная база будет занимать две или три комнаты: непосредственно для игры,
для хранения аппаратуры и инструментов и для отдыха музыкантов.
Шаг 2. Ремонт. На ремонт репетиционной комнаты площадью 20 м2 понадобятся
$800–1,5 тыс. Важно помнить об обязательной звукоизоляции, чтобы во время
репетиций был качественный звук. Для звукоизоляции нужны соответствующие
материалы – бригада рабочих обустроит помещение для репетиций за неделю.
Шаг 3. Оборудование. Аппаратура – самая важная часть любой репетиционной
точки. Технику лучше покупать в специализированных магазинах. Для недорогой базы
оборудование могут продать сами музыканты. Репетиционная точка должна быть
оснащена минимум одной барабанной установкой (ее стоимость – от 15 тыс. рублей),
микшерским пультом с акустической стереосистемой (40 тыс. рублей). На покупку
усилителя для гитары и колонки уйдет 30–40 тыс. рублей, трех микрофонов – 9 тыс.
рублей.
Шаг 4. Персонал. Для репетиционной точки со средним уровнем цен можно
привлечь администратора. Он будет одновременно следить за чистотой и порядком в
помещении, сможет работать в качестве звукорежиссера. Зарплата администратора
может составить 15 тыс. рублей в месяц.
Шаг 5. Реклама и маркетинг. В основном всю информацию репетиционные точки
вывешивают на специализированных сайтах, форумах и порталах, таких как:
musicforums. ru, repto4ka.ru и т. д. Это дешево и эффективно. Многие
сотрудничают с группами: на концерте вешают баннер, а музыкант рекомендует
репетиционную базу своим коллегам.
Срок окупаемости проекта по созданию репетиционной точки – до полугода.
Затраты на содержание базы площадью 50 м2 составят 27 тыс. рублей в месяц
(аренда, зарплата администратора). Обновление оборудования, если вначале был
закуплен необходимый комплект, требуется не чаще одного раза в полгода.