Ругательства на рабочем месте могут стоить какому-нибудь сотруднику должности. А для кого-то это единственный способ избавиться от стресса и повысить производительность труда. Есть ли хоть какая-то польза от офисного сквернословия?
Житель Нью-Йорка Лиланд Стрейфф, работающий
аккаунт-менеджером в рекламной фирме, использует слово fuck раз 20 за рабочий
день. И он не беспокоится, что неразборчивость в лексиконе может стоить ему
карьеры. "Не вижу в этом никаких проблем", - говорит Стрейфф, который
утверждает, что с помощь ругательств снимает напряжение и поднимает себе
настроение
Операционный менеджер из Иллинойса Дэвид Лав с этим мнением
не согласен. "Не существует безобидных ругательств", - говорит Лав. Его компания
Custom Culinary в этом году приглашала для сотрудников лектора, который
рассказывал менеджерам о последствиях ругательств на рабочем месте. Лектор
приехал после жалобы одного из сотрудников на своего руководителя, не
стесняющегося в выборе выражений.
Стрейфф и Лав являются как бы двумя полюсами в долгом споре
о том, как следует выражаться на рабочем месте. В марте портал TheLadders.com
провел исследование, в ходе которого опросил 2 тыс. американских управленцев.
Выяснилось, что 81% из них считают ругательства в офисе абсолютно
неприемлемыми. 6% уволили бы подчиненного за нецензурные выражения.
А вот британские исследователи установили, что порой
ругательства благотворно влияют на рабочую обстановку. Иехуд Барух и Стюарт
Дженкис установили, что сквернословие может быть частью "энергичного, шумного
стиля общения", который способствует укреплению солидарности среди сотрудников.
Барух и Дженкинс также определили, что с помощью ругательств работники снимают
стресс.
"Пока работники ругаются, они еще могут
справиться со своей работой, хотя и не приходят от нее в восторг", -
говорится в исследовании британцев. Профессор университета Норвича Иехуд Барух
полагает, что руководитель должен четко различать, по какому поводу и с кем
ругается подчиненный.
Босс должен бороться с ругательствами подчиненных, если они
могут обидеть других людей, отпугнуть клиентов или стать способом давления
вышестоящих сотрудников на нижестоящих. В других случаях к борьбе со
сквернословием на рабочем месте надо относиться с осторожностью.
Ругань в офисе - психологический эквивалент ношению
затасканного тренировочного костюма на рабочем месте, как считает писатель
Мишель Гудман. "Даже в тех компаниях, где нет сурового дресс-кода, и сотрудники
могут ходить в джинсах и майках, все равно нельзя появиться на работе в домашних
трениках или пижаме", - говорит Гудман.
Работника, который сквернословит во время напряженной
ситуации (например, важный клиент угрожает закрыть счет в компании), можно
рассматривать как "горячую голову", которая не в состоянии справиться с
давлением. Если подчиненный хамит начальству, то это можно истолковать как
непризнание авторитета.
Но если сотрудник совладает со своей тягой к ругательствам,
то это пойдет ему только на пользу. Тот самый лектор из Custom Culinary Джеймс
О'Коннор заявил: "Если вы можете контролировать свой лексикон, то сможете
контролировать и эмоции. Вы, конечно, еще будете в своей жизни злиться и
расстраиваться, но эти эмоции уже не возьмут над вами верх".