Недавно прочитал роман турецкого писателя и нобелевского лауреата Орхана Памука "Снег" и задумался, за какие достижения нынче вручается Нобелевская премия. Я засомневался, заслуживает ли Памук такой награды и заслуживает ли сама награда такого почтения, каким она окружена.
Да, рынок гибелен для высокой культуры. Но зато какой пир духа
разворачивается, когда академия анонимов венчает подлинный шедевр Нобелевской
премией! Ни один младенец не выкрикнет, что Нобелевская премия по литературе –
величайшая афера всех времен и народов. Ибо ее создателю удалось откупить у
народов мира важнейшую часть культурного суверенитета – права самостоятельно
определять собственных великих писателей и поэтов.
Продвигая их в мировую культуру единственным оружием – обаянием, способностью
очаровывать мир плодами их фантазии, выстоять во всемирном состязании грез. А
глубоко антилиберальная попытка заменить этот естественный отбор неким верховным
советом способна лишь формировать ложные авторитеты – идет ли речь о Ленинской
или о Нобелевской премии. Ибо искусство творят люди духа, а премиями
распоряжаются люди дела, которые всегда будут стремиться поощрять нужных людей
(каждый раз понимая нужность по-своему и никогда – бескорыстно), для маскировки
разбавляя их знаменитостями. Ни разу не угадав будущего классика заранее,
награждая их исключительно задним числом.
В списке нобелевских лауреатов за тот период, по которому история уже вынесла
свой приговор, не более трети истинных классиков, награжденных, как правило, уже
тогда, когда их "бронзовость" была очевидна и без всяких премий. При этом в
сверхпрестижный список не попали Лев Толстой, Антон Чехов, Марк Твен, Генрик
Ибсен, Юхан Август Стриндберг, Марсель Пруст, Джеймс Джойс, Франц Кафка,
Владимир Набоков...
Нельзя не признать: Нобелевский комитет чеканил и чеканит фальшивую монету с
гораздо более высоким содержанием золота, чем комитет по Ленинским премиям, но
ведь более опасны те фальшивомонетчики, к чьей продукции потребитель относится
серьезно.