IKEA стала продавать готовые дома

Автор фото: Reuters
BoKlok снаружи

Когда–то IKEA использовала слоган: "Каждый десятый европеец сделан на нашей кровати". Теперь шведы не ограничиваются мебелью: они начали продажу готовых домов.

Дома IKEA, продажи которых стартовали в Германии, получили говорящее название BoKlok, что означает "живи умно". Они производятся промышленным способом на основе деревянного каркаса и собираются за 4 дня.
BoKlok снаружи BoKlok снаружи
Умно предлагается жить, потому что BoKlok экологичные (сделаны из экологически чистой древесины) и энергосберегающие: солнечные батареи на крышах, система отопления энергоэффективная. Кроме того, они на 10–40% дешевле местного рынка.
Так, стоимость трехкомнатного дома площадью около 100 м2 составляет примерно $200 тыс. Однако количество домов BoKlok лимитировано. Дело в том, что в середине 1990–х гг., когда шведы запустили этот проект у себя на родине, речь шла о том, чтобы обеспечить жителей Швеции с низкими доходами доступным жильем. Таким образом, в Швеции продается только 800 домов ежегодно.
BoKlok изнутри BoKlok изнутри
Социальная направленность сохранилась и в других странах. В Англии (сейчас BoKlok кроме Германии также продаются в Швеции, Норвегии, Финляндии и Дании) дом от IKEA тоже может купить далеко не каждый, а только тот, кто не имеет своего жилья и чей доход не превышает 35 тыс. фунтов в год.
BoKlok бывают двух типов: двухэтажные многоквартирные дома (от четырех до шести квартир) либо дома, рассчитанные на одну семью, обычно трехкомнатные. Стратегия IKEA — купить участок земли и на нем возвести поселок из BoKlok.
BoKlok изнутри BoKlok изнутри
Одна из самых частых претензий со стороны покупателей и конкурентов в адрес BoKlok — невзрачный внешний вид домов. А главное преимущество, которое признают те же конкуренты, — комплексный экономичный подход при решении жилищной задачи.
"Идея очень интересная, за ней будущее. Тот, кто на нашем рынке сумеет предложить такую концепцию, сильно выиграет. Сейчас не делают такие дома только по одной причине — из–за неразвитости строительной мысли. И так будет до тех пор, пока владельцы строительных компаний либо застройщики сами будут определять, что нужно клиенту. А решать должен клиент. Он давно жаждет комплексного профессионального решения по нормальной цене, чего сейчас на рынке нет", — говорит Сергей Ерофеев, руководитель ООО "Архитектурная мастерская С. Ерофеева".