Организаторы народных IPO обманули народ

Автор фото: "ДП"
Анатолий Гавриленко

Президент Российского биржевого союза Анатолий Гавриленко полагает, что народные IPO проводить в России можно и нужно. Но при соблюдении десяти условий.

"Не все считают, что IPO – это здорово, - говорит он. - Когда IPO были в самом разгаре, раздавались голоса достаточно компетентных, умных и грамотных людей, которые говорили, что IPO - это не всегда хорошо для российской экономики. Например: "массовый приток иностранного капитала в рамках IPO сильно мешает Центральному банку сдерживать инфляцию и одновременно не допускать укрепления рубля". Или: " IPO, при всей полезности для экономики, с точки зрения денежной политики – большая проблема и головная боль" Это сказал Константин Корищенко, президент ММВБ, тогда занимавший руководящую должность в Банке России.
Народные IPO содействовали пропаганде возможностей российского фондового рынка. Но в краткосрочном периоде произошла дискредитация российского фондового рынка после народных IPO (в связи с падением цен акций после размещения в 3-7 раз – прим. dpmoney). Были, бесспорно, решены другие задачи. Например, удалось распылить акции среди российских граждан и не отдать иностранным инвесторам слишком много акций. Была также задача если не приумножить, то хотя бы сохранить от инфляции деньги населения. Ее не удалось решить.
Я для себя выписал 10 пунктов, которые, на мой взгляд, надо иметь в виду при проведении народных IPO в дальнейшем. Чего не надо делать и каким требованиям должно отвечать народное IPO.
1. Без повышения финансовой грамотности населения народное IPO в России противопоказано. Хотелось бы, чтобы при проведении народного IPO уровень финансовой грамотности тех людей, которые в нем участвуют, был значительно выше. Потому что журналист Washington Post, анализируя российские IPO, встречался с одним из пенсионеров, и тот ему сказал: "я верил государству, особенно при Путине, поэтому я купил акции. Теперь не знаю, во что верить. Уже 60% потерял…" Если пенсионеры будут покупать акции в рамках слепой веры в государство, без финансовой грамотности, ничего хорошего из этого не получится.
2. Различные государственные деятели, крупные правительственные чиновники должны воздерживаться от рекламы, прогнозов и обещаний в рамках народных IPO. Например, министр финансов РФ Алексей Кудрин говорил: "Правительство как главный акционер банка ВТБ обеспечит качество управления банком, чтобы котировки не упали". Герман Греф (в период народных IPO - министр эконономического развития и торговли РФ – прим. dpmoney) прилюдно заверил президента РФ, что покупатели акций Внешторгбанка получат необходимые доходы по ним. А глава Внешторгбанка Андрей Костин на международном экономическом форуме в Петербурге обещал: "Если котировки акций ВТБ будут падать, то российское правительство не допустит этого". Комментарии излишни (цена акций ВТБ упала с 13,6 копейки - цены размещения – до 1,9 копейки - прим. dpmoney).

3. Механизм народного IPO должен быть максимально рыночным. У нас организаторы народных IPO попросили купить акции некоторых олигархов, и те купили.
4. Проводить и обслуживать народные IPO должны национальные финансовые институты. Например, IPO "Роснефти" проводил целый конгломерат российских компаний, среди которых были "Тройка Диалог" и Сбербанк. А размещение ВТБ – в основном иностранцы. И IPO "Роснефти", на мой взгляд, прошло лучше. Мало того, с ВТБ вообще произошла детективная история. Аналитики Goldman Sachs, одного из организаторов выпуска, 7 августа прошлого года понизили рекомендацию по акциям ВТБ до "продавать". А Андрей Костин заявил, что президент Goldman Sachs извинялся за своих аналитиков, а также рассказал о существующем заговоре против ВТБ. Костин сказал: "Я не сторонник теории заговоров, но тут чую…" Вот, чтоб никто ничего не "чуял", а точно знал, вообще иностранные компании надо из организации народных IPO исключить. Народные интересы и интересы иностранных компаний редко сочетаются. А наши компании если что-то не так сделают, то у нас прокуратура хорошо работает.
5. Когда государственные компании шли на IPO, они не были готовы к появлению десятков тысяч новых акционеров. На мой взгляд, народные IPO могут проводить только компании с высоким уровнем корпоративного управления. Они должны быть заранее быть готовыми отвечать на вопросы огромного количества бестолковых и безграмотных акционеров. С ними надо встречаться и объяснять им вещи, которых они совершенно не понимают. А когда господин Костин в разгар кризиса в интервью говорит: "кризис сильно ударил по банку, и даже я теперь цветы в свой офис покупать за собственный счет", рядовому акционеру этого точно не понять. Когда у него осталось 20% от денег, вложенных в акции банка, а глава банка рассуждает о каких-то цветах, это разные уровни корпоративных отношений.
6. Было бы разумным и правильным в оценку стоимости акций перед народным IPO заложить определенную премию для народа. Это не совсем, может быть, рыночно. Но когда привлекают для участия в размещениях банки или фонды, им всегда говорят: "ребята, если вы будете покупать наши акции при размещении, вы заработаете". Это, в общем, часть договора. А то посмотрите опять же на акции ВТБ. С тех пор, как их разместили, акции ни одного дня не стоили больше того, чем люди заплатили. Разве можно так с людьми, которые поверили Путину, Кудрину, Грефу, Костину. От них, от этих обманутых людей, во многом зависит успех экономики, нашего финансового рынка, вообще нашего благосостояния.
7. Дивидендная политика "народных" компаний должна быть понятна как минимум на ближайшие 5 лет. Компания должна понимать, что если она приглашает себе в акционеры народ, народ в ближайшие годы должен хоть немного, но заработать. А то сейчас компании и государство раздумывают, надо платить дивиденды или не надо.
8. Информационная прозрачность "народных" компаний должна быть неизмеримо выше, чем у остальных.
9. Всякие предложения по обратному выкупу акций (обратный выкуп акций по цене, заниженной по сравнению с ценой размещения на IPO, обсуждался в ВТБ – прим. dpmoney) и прочим нерыночным поступкам должны быть категорически запрещены. Если уж ты сел играть в эту игру, то не надо менять правила по ходу. Нечего говорить "очко – это не 21, а 22 теперь давайте сделаем" и так далее.
10. Было бы неплохо, чтобы национальные, российские рейтинговые агентства оценили все обстоятельства выпуска акций при народном IPO по определенной шкале и дали сигнал народу: да, этот выпуск можно считать "народным" и народу можно покупать эти бумаги. Таким образом и национальные рейтинговые агентства себя показали бы, и компания лишний раз доказала бы, что чего-то стоит.
Соблюдение всех этих 10 пунктов не должен реализовывать один только наблюдательный совет компании, выпускающей акции на народное IPO. Для этого есть достаточное количество общественных организаций, таких как НАУФОР или ИФРУ, которые могли бы оценивать определенные риски и качество корпоративного управления, и таким образом тоже брать на себя определенный репутационный риск.
Указанные условия важны для любого IPO на российском рынке. Но для они безусловно необходимы для IPO, которые проходят как народные. На мой взгляд, народные IPO нужны, потому что рынок у нас пока молодой и маленький. Народные IPO должны быть не обязательно от подконтрольной государству компании. Мне кажется, перспектив у негосударственных компаний больше, потому что такие компании более ответственно к этому делу может подойти и учесть все перечисленные условия.
По материалам выступления на V Всероссийском IPO Конгрессе.