Блоггеры взялись за российский кинематограф

В "Живом журнале" уже целую неделю лидирующие позиции занимает материал пользователя Subtle, который критикует российский кинобизнес за его непрозрачность, отсутствие маркетинговых исследований и инноваций.

В записи приводятся статистические данные, где говорится, что 1986 году был последним советским годом, когда сборы были равные инвестициям в кино (то есть когда фильмы приносили хотя бы рубль прибыли). В 1986 году в среднем за год на одного жителя РСФСР приходилось 11–12 посещений кинотеатров. После этого последовало колоссальное падение. Примерно в 30–35 раз. В 1996-м на одного жителя за год приходилось всего 0,3 посещения кинотеатра. До 2005-го до 89% сборов приходилось на американское кино (пик – в 2000–2001 годах).
В первом квартале 2008-го впервые за 20 лет российские фильмы собрали на копейки, но больше, чем американские. Американское кино впервые уступило российскому в прокате потому, что появились колоссальные мейджоры – прежде всего, генеральные директоры телеканалов, против которых нет приема.
На экраны российских кинотеатров сегодня выходит до 320 фильмов в год (из них 130 американских), 10 фильмов получают 80% всех сборов на рынке. По сборам в первом квартале 2008 года лидируют "Ирония судьбы-2" ($50 млн), "Самый лучший фильм" ($27 млн), "Мы из будущего" ($17 млн).
Если в начале 90-х стоимость российского фильма составляла $70–100 тыс., то сегодня средняя себестоимость приближается к $2 млн. Кроме того, уже имеется достаточное количество картин, снятых более чем за $10 млн.
"Во всем мире производство фильмов – вещь очень рискованная. Можно затратить десятки миллионов долларов, не отбить их в прокате и остаться на многие годы в долгах. В России все не так. Все экономические интересы в отечественной киноиндустрии последних 17 лет лежат в процессе производства фильмов – то есть не показать фильм и заработать на прибыли, как во всем мире (в России это практически невозможно), а реализовать все свои экономические интересы в процессе производства, пока осваиваешь бюджет", – считает автор.
Наши фильмы не продаются на Запад. Даже все усилия Константина Эрнста, директора "Первого канала", по продвижению проектов Бекмамбетова не принесли особых результатов. Из всех русских фильмов только два смогли достойно выйти в мировой прокат: "Русский ковчег" ($5 млн) и "Возвращение" ($3,5 млн).
"Каждый год в России пишется 1 тыс. сценариев ("из которых половина приходит ко мне, от чего я схожу с ума"), снимается до 100 новых фильмов. Но при этом практически совсем не снимается кино про реальные социально-политические проблемы. Огромное количество фильмов снимается в стиле ретро, про прошлое, но не про современность. "А про реальные современные проблемы никакой Сокуров и Герман снимать не решатся", – подчеркивает главный недостаток автор.