Из-за кризиса ликвидности темпы роста автомобильного рынка могут снизиться, в таком случае замедлит рост и рынок автокредитования.
По различным оценкам участников рынка, сегмент автострахования сейчас
занимает около половины рынка розничного страхования. Падение платежеспособности
населения и кредитный кризис приведут к тому, что страховые услуги станут менее
востребованы. Особенно это коснется страхования новых автомобилей низкого
ценового сегмента.
Доля машин, продаваемых в кредит, напрямую зависит от цены этих автомобилей.
Зависимость при этом обратно пропорциональная: чем дороже машина, тем чаще она
покупается за наличный расчет. По оценкам ООО "Росгосстрах -
Северо-Запад", в премиум-сегменте доля кредитных авто не превышает 30%. В
сегменте массовых автомобилей она может доходить до 80%.
"В нашем портфеле большая доля дорогих автомобилей, около 1/3, поэтому пока
мы не чувствуем влияния кризиса, возможно, для их владельцев ситуация не столь
критична", - говорит Алексей Образцов, директор управления маркетинга
Северо-Западного дивизиона "Ренессанс Страхование".
Кризис непосредственно коснется и тарифов на каско. Рынок кредитов сузится, а
значит, обострится конкуренция и комиссии посредникам могут вырасти. Зато в
выигрыше, видимо, окажутся компании, работающие в сегменте прямого страхования.
"Страховщики пересмотрят тарифы, если затянувшийся кризис повлияет в ту или иную
сторону на стоимость запчастей или нормо-часов в автосервисах", - отмечает
Максим Кондрашов, заместитель генерального директора СОАО
"Регион".
"Автогражданка" также ощущает последствия кризиса. Так, президент Российского
союза автостраховщиков Андрей Кигим выступил за очередной перенос введения
европротокола и прямого урегулирования убытков по ОСАГО с 1 марта 2009 г. на
более поздний срок.
"Со стороны государства вполне логичным выглядит решение повременить и
посмотреть, кто из оставшихся на рынке компаний будет способен соблюдать нормы
закона по прямому урегулированию, - считает Дмитрий Фельдман, генеральный
директор СОАО "Регион". - Ситуация с платежеспособностью розничных страховых
компаний может быстро изменится. Прямое урегулирование - очень мощный инструмент
в арсенале сильной компании для привлечения большего количества клиентов.
Единственная загвоздка - в самом понятии "сильная компания": испытание на
прочность через "естественный отбор" придется пройти всем".
В "Ренессанс Страховании" говорят о том, что перенос этих сроков также
обусловлен отсутствием необходимой инфраструктуры (единая система оценки ущерба,
расчетный центр, берущий на себя организацию взаиморасчетов между страховщиками,
и т. д.).