Последним шиком яхтенного дизайна становятся яхты-трансформеры. Заказчику предлагают самому "додумать" модель, созданную на верфи: видоизменять до бесконечности.
Первая суперяхта новой модульной концепции Ocean Mercury голландского бренда
Feadship будет спущена на воду в 2009 году. Изготовитель гарантирует клиенту
свободу в планировке помещений, стилевом оформлении, дизайне надводной части
корпуса, организации открытых палубных зон. Так, по желанию заказчика четыре
гостевые каюты можно трансформировать в две VIP-каюты и обратно.
К такой свободе конструкторы морских красавиц пришли не сразу. До 1960-х
годов яхты отличались разве что цветом корпуса и все как одна походили на
пассажирские лайнеры. Интерьеры первых частных яхт также напоминали люкс в
дорогом отеле - если бы не теснота помещений.
Человеком, взорвавшим это скучное однообразие, стал английский дизайнер Джон
Банненберг. Он принес в кораблестроение понятие "индивидуальный проект" и стал
рассматривать яхту не только как продукт инженерной мысли, но и как арт-объект.
Первой яхтой, принесшей ему мировую славу и тут же названной "Джокондой" мира
кораблестроения, стала Carinthia VI, сошедшая со стапеля в 1972 году и
впоследствии изменившая имя на The One. Ее дерзкий, необычно заостренный профиль
до сих пор вдохновляет последователей Банненберга.
С его именем связана история кораблестроительного бренда Oceanfast. Благодаря
сотрудничеству с Банненбергом в 1984 году верфь, ранее находившаяся на грани
банкротства, вышла на лидирующие позиции в мире, спустив на воду 15 мегаяхт,
изготовленных по эксклюзивным заказам.
Несмотря на колоссальную эволюцию яхтенного дизайна, до сих пор красота лодки
измеряется длиной ее корпуса. В соответствии с этой логикой самым прекрасным
творением считается 160-метровая Platinum, изготовленная на судоверфях Lurssen и
Blohm & Voss (Германия) для принца Брунея Джефри. Обанкротившийся принц
продал ее эмиру Дубая, и сейчас яхта, переименованная в Golden Star, находится
на реконструкции и недоступна взглядам публики.
Конструкторское бюро англичанина Эндрю Винча (также известного как автор
экстерьера Боинга 737) разрабатывает вертикальную модель композиции для яхты.
Планируется, что ее внутреннее пространство будет связано с внешним при помощи
атриумной лестницы, которая завершится стеклянным люком в полу. Некоторые яхты
известны не только роскошью интерьеров и оригинальностью заложенных в них
технических новинок, но прежде всего личностью заказчика.
Одним из самых загадочных объектов остается яхта, якобы построенная по заказу
Саддама Хусейна. Это 85-метровая Qadisiyah Saddam, спущенная на воду в 1981 году
и недавно переименованная в Ocean Breeze. Немногие видевшие яхту утверждают, что
она рассчитана на экипаж 25 человек, имеет 10 кают, несколько бассейнов, сауну,
молельню, вертолетную площадку и сантехнику из чистого золота, а иллюминаторы
там пуленепробиваемые. На судне располагалась ракетная установка, а в шлюзовую
камеру, где покоилась до поры мини-субмарина, вел засекреченный
ход.