В Ленобласти начинается перевод земель бывших взлетно-посадочных полос из сельскохозяйственных в земли для транспорта. Власти уверяют, что намерены возродить малую авиацию. Всего на территории области находится 67 аэродромов и посадочных площадок для вертолетов.
Сегодня все земли под областными аэродромами имеют статус
сельскохозяйственных и не относятся к землям транспорта. Как сообщил
председатель областного комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре
Леонид Теребнев, к 9 мая 2009 года специально созданная рабочая группа должна
разработать схему изменения статуса земель. С этого должно начаться возрождение
региональной авиации в Ленобласти.
Стартовым проектом планируется сделать аэродром Гостилицы в
Ломоносовском районе. На его примере будет отрабатываться схема перевода земель
из одного статуса в другой. Всего на территории области находится 67 аэродромов
и посадочных площадок для вертолетов, из них около 10 - действующих. Большая
часть областных аэродромов использовалась в советское время в
сельскохозяйственных целях.
Впрочем в бюджете Ленобласти средств на авиацию не
предусмотрено. Леонид Теребнев отмечает, что в бюджет комитета заложены
социальные расходы, а также 15 млн рублей на разработку стратегии развития
транспорта Ленобласти. В ней и должно быть определено, сколько аэродромов будет
возрождено. Аэродромы планируется развивать на основе государственно-частного
партнерства.
Местных воздушных линий в Ленинградской области сейчас нет.
Высокие требования по сертификации привели к банкротству областных аэродромов.
По словам Сергея Дранника, директора "Промавиа" (продажа и аренда авиатехники),
нишу частично заполнили авиакомпании, выполняющие полеты на вертолетах "Ми-8" на
условиях чартера, и частично корпоративные владельцы, имеющие современные
вертолеты западного производства. Однако перелет на самолете обходится в 3-4
раза дешевле, чем на вертолете.
Эксперты со скепсисом отнеслись к этой затее: по их мнению,
транспортная ситуация в области не столь плачевна, чтобы развивать регулярные
воздушные перевозки. "Можно использовать существующие аэродромы под частную
авиацию. Но потребности тут крайне низкие: не более одного-двух аэродромов", -
отмечает аналитик инвестиционной компании "Энергокапитал"
Александр Игнатюк. Сергей Дранник считает, что спрос на местные перевозки есть,
хоть и не очень большой. "Он может значительно повыситься, если расширить сеть
полетов на весь Северо-Западный регион и поставить более современные самолеты",
- говорит Дранник.
Кроме того, ряд площадок может использоваться под
грузоперевозки. В частности, планировалось создать грузовой терминал в Вещево
(Выборгский район). Другие пути Однако не исключено, что со временем чиновники в
области найдут этим участкам более привлекательное для инвесторов применение.
"Здесь могут появиться логистические комплексы: очень модно
и достаточно прибыльно", - отмечает Александр Игнатюк. Особенно это будет
актуально для площадок и аэродромов, расположенных недалеко от границ
Ленинградской области: во Всеволожском, Гатчинском, Выборгском районах. С учетом
того, что эти участки уже будут переведены в земли транспорта, эта перспектива
выглядит гораздо более реальной, чем развитие региональной авиации.
Цифры: в рамках концепции развития аэродромной
(аэропортовой) сети РФ планируется до 2015 г. реконструировать инфраструктуру
131 аэропорта.
Мария Мокейчева