Начинающим предпринимателям покупка франшизы кажется относительно легким стартом под чужой прочной крышей. Новые правила усложнили жизнь франчайзерам и франчайзи.
"Раньше для оформления франшизы можно было применять разные договоры, включая
и не регистрируемые. По новому законодательству с 1 января 2008 года к
обязательным объектам коммерческой концессии отнесли также право использовать
товарный знак. Это, в свою очередь, повлекло необходимость регистрировать
документы в Роспатенте. Процедура занимает от полугода до года, что, конечно,
неудобно", - рассказывает Яна Кобец, партнер магазина готового бизнеса
"Делошоп".
Чтобы обойти эту коллизию, стороны заключают договор поставки или совместной
деятельности. "Но это делает отношения между сторонами договора более
конфликтными", - полагает Валерий Перков, главный менеджер Российской ассоциации
франчайзинга. Риск того, что франчайзи заимствует бизнес-модель и начнет
развивать свой бренд, сохраняется. По словам Валерия Перкова, в России по
правилам зарегистрировано около 50 франшиз, фактически на рынке представлено, по
разным оценкам, от 350 до 600 участников. Львиная доля франшиз приходится на
Москву и Петербург. Емкость рынка оценивается в 3 млрд рублей в год.
Елене Чепраковой, генеральному директору "Кофейного дома Гурмэ", посоветовал
открыть бизнес по франшизе ее муж Валентин. "У нас до этого был опыт работы
топ-менеджерами в торговой сети. Мы решили вложить свободные средства в бизнес.
Франчайзинг казался наименее затратным способом по объему вложений. К тому же
начинать дело под известным брендом значительно проще", - объясняет
Валентин.
Франшиза в тот момент стоила $ 7,5 тыс. Помимо этого в оборудование торговой
точки супруги вложили $ 200 тыс. С поиском и выбором помещения помог франчайзер.
По словам Валентина, франчайзер не слишком сковывает его инициативу, позволяя
небольшие отступления от схемы, по которой работает головное кафе в Петербурге.
Ежемесячно Чепраковы выплачивают франчайзеру фиксированную сумму, которая не
зависит от оборота кофейни. Первоначальные вложения до сих пор окупить не
удалось. "Общепит сейчас переживает не очень хорошие времена. Наша прибыль
сильно зависит от конъюнктуры на рынке", - говорит Валентин.
Индивидуальный предприниматель Валентина Селюто решила начать дело год назад,
купив франшизу чешского производителя парфюмерии и косметики для душа
Manufaktura. Вложения в бизнес, включая стоимость франшизы, аренду, ремонт и
оборудование помещения площадью 6 м2, а также затраты на покупку товара
составили около $ 30 тыс. Они пока не окупились.
"Эта франшиза удобна тем, что сеть не развивает собственных магазинов в
Петербурге. Не приходится конкурировать с другими франчайзи", - считает
Валентина Селюто. Ее отношения с франчайзером предельно просты. Договор не
предусматривает никаких платежей, помимо начального взноса за франшизу, и выйти
из бизнеса можно в любой момент.
С 1 января 2008 года в связи с вступлением в силу IV части Гражданского
кодекса РФ заключение договора франчайзинга усложнилось. "В российском
законодательстве понятие франчайзинга до сих пор отсутствует", - напоминает Яна
Кобец. Стороны соглашения традиционно использовали договор коммерческой
концессии.
Кто есть кто во франчайзинге:
Франчайзер передает право вести бизнес с использованием своего
бренда.
Франчайзи выступает на рынке под именем франчайзера с его бизнес-моделью.
Соглашение между ними предусматривает разовый платеж, фиксированную сумму или процент с оборота (3-4%) в месяц.
Франчайзи выступает на рынке под именем франчайзера с его бизнес-моделью.
Соглашение между ними предусматривает разовый платеж, фиксированную сумму или процент с оборота (3-4%) в месяц.