До перестройки Наталия Варивода о собственном бизнесе не думала - около 20 лет она работала преподавателем на межреспубликанских курсах закройщиков-модельеров высшей квалификации, а затем несколько лет руководила Центром моды кино и телевидения "Аксис".
В 1991 году, во время перестройки, ей предложили купить это предприятие за 25
тыс. рублей под собственный швейный бизнес. "В то время я получала 370 рублей в
месяц, денег на его покупку конечно же не было. Благодаря связям мне пообещали
достать необходимую сумму, и я, взяв на раздумья один день, согласилась взять
деньги в долг. Было страшно, мне даже снилось, что я не смогу расплатиться и
угожу в тюрьму. В то время меня очень поддержала семья", - рассказала Наталия
Варивода.
Сейчас в компании около 12 сотрудников, в работе принимают участие все члены
семьи. Наталья Варивода занимается разработкой моделей и общением с клиентами,
дочь Надежда, модельер по образованию, также помогает ей при создании коллекций,
муж следит за хозяйственной частью производства, а сын организует ежегодные
показы одежды. При работе с кадрами главе предприятия очень помогает 40-летний
опыт работы в швейном деле. "Я могу прекрасно оценить качество изделия, также в
случае необходимости выполню любую операцию сама", - говорит Наталия
Варивода.
С момента открытия Модного дома "Натали", названного в честь Натальи
Гончаровой, ставку было решено сделать именно на вышивку. Первая коллекция блуз,
разработанных новой владелицей, была расшита по старинным эскизам, которые
Наталия Варивода долгое время собирала. Сейчас вышивка украшает не только летнее
платье, но даже верхнюю одежду.
Работать со сбытом поначалу было решено двумя способами - часть готовой
продукции поставлялась в шесть фирменных секций в магазинах города, а часть
шилась на заказ для частных клиентов. Затем от идеи работы с торговыми
предприятиями предпринимательница отказалась - изделия быстро теряли вид от
неаккуратных примерок и поэтому долго продавались, работа же с индивидуальными
заказчиками шла хорошо. "Мне помогало наличие обширного круга знакомых, которых
я приобрела, работая заместителем директора в Центре моды, они и стали моими
клиентами. Из них 13 человек являются постоянными заказчиками уже 16 лет. С
долгами мне удалось расплатиться всего за год работы", - рассказала Наталия
Варивода.
"Клиенты у меня особенные, требующие определенного подхода, - считает
Наталия. - В основном это дамы 35-65 лет, руководители предприятий,
одеваются у меня часто всей семьей". Сегодня в картотеке Модного дома около 260
заказчиц. В карточке каждого клиента указывается, какая именно одежда была для
него сшита. Это помогает модельеру при следующем заказе выбрать необходимую
ткань и модель для комплектования гармоничного гардероба. В среднем в первый раз
клиентки заказывают две вещи, а потом каждый сезон дополняют свой гардероб еще
одной-двумя моделями.
Работа с заказчицами строится следующим образом: они могут выбрать подходящую
модель из коллекции, которая разрабатывается модельером два раза в год, или
разработать необходимую для гардероба вещь совместно с главой фирмы. Подгонка и
примерка моделей происходит исключительно на подиуме, это дает клиенткам особое
ощущение, отмечает модельер.
Специально для презентации новых коллекций и общения заказчиков при Модном
доме "Натали" создан клуб, который несколько раз в год проводит тематические
вечеринки. На вечеринках проходят промоакции, которые стараются сделать
памятными для клиента и по возможности закрепить его за растущим бизнесом на
вышивке.