Перспективы General Motors: стать "зелеными" или умереть

Chevrolet Volt

Неповоротливый, стремительно теряющий деньги автогигант General Motors наконец-то понял, что производство бензиновых двигателей в эпоху экологического бума не доведет до добра. Но не слишком ли поздно наступило это озарение?

Еще в апреле 2005 года на встрече руководства GM прозвучало предложение о создании электрического автомобиля, который питался бы от крупных литиумных батарей, меньшие варианты которых сегодня дают энергию мобильникам и ноутбукам. Автором идеи стал вице-председатель компании Роберт Лутц.
Это было провокационное предложение, и Лутц об этом прекрасно знал. За два года до той встречи, в 2003 году GM уже разработал "зеленый автомобиль". Модель EV1 была выпущена ограниченным тиражом в экспериментальном порядке, после чего GM заявила об остановке проекта. Руководство компании решило, что такие машины не принесут никакой прибыли.
Но ко времени рождения "идеи Лутца" японский гигант Toyota Motors создал свой удивительный гибрид Prius, который тут же был поднят на щит многочисленными "зелеными" организациями планеты. А GM продолжал создавать свои огромные и "грязные" машины, вроде Hummer и лоббировать усилия конгресса по стимуляции нефтяной экономики.
Топ-менеджеры GM были в ярости оттого, что Toyota заслужила признание "зеленых". Ведь японская компания продолжала выпускать бензиновые машины. Однако американцы и не думали переводить свои авто на электричество. "Мы уже потеряли $1 млрд на одной такой модели, ты что хочешь, чтобы мы потеряли еще $1 млрд на другой?" - спросил Лутца один из руководителей GM на встрече в 2005.
Итак, страх перед новыми финансовыми потерями похоронил "идею Лутца". А через полтора года после той встречи, в январе 2007 года глава GM Рик Вагонер представил на автошоу концепт электрической модели Chevrolet Volt, которую можно заряжать от обычной розетки. Он заявил, что сборка этих автомобилей может начаться через три года.
С чего это вдруг Рик Вагонер неожиданно поверил в электричество? После долгих лет старательного уклонения от "зеленого" направления, он наконец понял, что цены на нефть уже не опустятся до прежнего уровня. А проблема глобального потепления приобрела политическую реальность, и Вашингтон настроен очень серьезно против загрязнений окружающей среды. Перед GM только два пути: стать "зелеными" или умереть.
Теперь Вагонер пытается наверстать упущенное. Он не только пообещал запустить серийное производство Volt в 2010 году, но и решился полностью приспособить всю линейку автомобилей к новым жестким правилам расхода топлива, которые вступают в силу в 2017 году. Три четверти из 50 новых моделей машин необходимо снабдить гибридными движками, которые сочетают бензиновые моторы и электрические двигатели. Большинство уже существующих моделей будут модернизированы с помощью новейших топливосберегающих технологий.
Новая стратегия GM чем-то напоминает по масштабам подготовку к полету на Луну. Запуск в 2010 году модели Volt обойдется компании в миллиарды долларов, а установки гибридных движков на множество новых моделей потребует от 22 тыс. инженеров GM адской работы. Другие автопроизводители, конечно тоже должны поскорее приспособиться к новым реалиям. Два главных конкурента GM компании Ford и Chrysler готовят свои гибриды.
Внутри GM ведутся ожесточенные дебаты о том, как сделать новые машины максимально "зелеными" и одновременно привлекательными для покупателей. И существуют вполне обоснованные опасения, что Рик Вагонер поздно спохватился. Сегодня кровоточащему гиганту очень сложно полностью перестроиться. Куда лучше это получается у Toyota, которая осознала великое будущее "зеленых" машин еще несколько лет назад.
По информации Businessweek