Зачем нужно совершать ошибки

Федор Кривов, генеральный директор интернет-агентства "КЕНГУ.RU", рассказывает, как он чуть не заработал $2 тысячи в 18 лет и почему ему это не удалось.

В 2003 году я занимался продажами тротуарной плитки, работал менеджером по продажам в небольшой, только что вышедшей на рынок, фирме. Плитка продавалась хорошо, объемы росли.
В один прекрасный весенний день звонит потенциальный заказчик, спрашивает о возможности поставок большого объема плитки в короткие сроки. Слово за слово, выясняется, что заказчик является субподрядчиком на строительстве Балтийского вокзала. Сроки горят – надо успеть к 300-летию Петербурга.
Я понимаю, что мы не успеем выполнить условия, и уже почти отказываюсь, как вдруг... у меня рождается мысль: а что, если я куплю необходимый объем, и перепродам ему? Прощаясь, я обещал подумать и перезвонить.
Прикинув возможные варианты, я понял, что на этой сделке смогу заработать $2 тыс. Для студента второго курса, да еще и в 2003 году – хорошие деньги! Решил действовать.

Зачем нужно совершать ошибкиЗачем нужно совершать ошибки
Поставщика нашел достаточно быстро. Началась работа. Заключил договоры с обеими сторонами, получил от заказчика предоплату, внес предоплату поставщику.
Я уже представлял в кармане $2 тыс и мнил себя успешным бизнесменом. Проблемы появились вдруг. Качество некоторых поставок оставляло желать лучшего. Заказчик регулярно откладывал бракованную продукцию, и требовал обмена. Поставщик упирался и доказывал, что все в порядке. Стало понятно, что просто так мне эти деньги не достанутся, похлопотать придется изрядно.
Критическую ошибку я совершил в середине сделки. Заказчик давил на меня, и, пугая расторжением контракта, вынуждал поставить оставшиеся 50% заказа до оплаты. Мол, поставишь – расплатимся, а сейчас ты сроки срываешь, брак гонишь, мы страдаем. Уговорили. Поставщик же оказался опытнее: не хотел продавать на таких условиях. Пришлось кредитоваться у знакомых.
Когда сделка была завершена, заказчик сообщил, что из-за проблем с качеством он понес убытки, и поэтому готов мне заплатить меньшую сумму. Разозлившись, я подумал было идти в суд... и тут выяснилось, что мой представитель (водитель-экспедитор поставщика) недоглядел. Часть документов была недооформлена, или оформлена неправильно. В суд было обращаться бесполезно – шансов выиграть не было.

Итог сделки был таким: вместо заработка ($2 тыс) я получил убыток (10 тыс рублей). Зато после этого я раз и навсегда понял: юридические аспекты сделки надо оформлять внимательно, чтобы четко понимать ответственность сторон (в данном случае – ответственность поставщика за ненадлежащее качество).
Для того, чтобы успешно вести бизнес часто не хватает простого плана: «покупаю по X рублей, продаю по X+20%». Огромное значение имеют детали: эффективные договоры, юридически грамотно оформленные документы, отработанный процесс решения вопросов.