Шоу-бизнес: кто и сколько зарабатывает на звездах

Автор фото: "ДП"

Концерты в России мегазвезд западного шоу-бизнеса – палка о двух концах. Рынок растет, затраты промоутеров тоже, а вот окупаемость проектов – нет.

"Июнь этого года стал убыточным по всей индустрии", – говорит президент группы компании NCA Михаил Шурыгин, – за месяц было сразу несколько больших концертов, залы наполнялись на 60–80%. Из-за этого компании ушли в минус".
На гастрольно-концертном рынке России более сотни игроков. Ключевыми называют SAV Entertainment, Talent Concert International и NCA. По подсчетам генерального директора "Продюсерского центра Андрея Базанова" Андрея Базанова, в Петербурге концерты организуют порядка 15 агентств. К лидерам местного рынка, помимо собственного центра и уже упомянутого NCA, Базанов относит компанию Planet Plus (входит в корпорацию PMI), Euroshow, агентства SP Концерт, EM Management, "Светлая музыка". В сегменте "рок-панк-альтернатива", по его оценкам, лидирует Polygon, а в танцевальной индустрии – Record Event и Dance Planet.
Как говорит PR-директор NCA Егор Хлапов, их компания организует до 100 концертов в год. "До этого было от 60 до 90", – уточняет он.
Болезни роста
Российский гастрольный рынок набирает обороты. Так Planet Plus в 2007 году провела 29 концертов, а за 6 месяцев 2008 года – уже 20. "ЕМ Концерт" до 2008 года стабильно шел на уровне 12–15 концертов в год – теперь же планирует подтянуться до 20. Директор "ЕМ Концерт" Андрей Платонов ждет помощи из-за границы. "Отечественный рынок уже поделили", – поясняет он. В частности, в Петербурге это NCA, PMI и Euroshow. Генеральный директор ООО "МУЗБИЛЕТ.ру" Яков Трахман отмечает, что с 2006 года доля концертов российских исполнителей сокращается в принципе. Для примера, Planet Plus в 2006 году организовала 19 концертов российских артистов, а в 2008-м – только четыре. Однако число шоу с участием крупных зарубежных звезд растет.
"Стало больше звезд первой величины, – констатирует пресс-атташе компании Euroshow Денис Кенев. – В среднем у промоутерской организации 12 концертов в год, каждый четвертый из них – выступление суперзвезды". "Расходы на каждый крупный концерт – в среднем $2–2,5 млн, – подсчитывает директор промоутерской компании "SP Концерт" Игорь Гришин. – В последнее время таких концертов стало слишком много. Зритель не готов 3–4 раза в месяц платить за билеты на концерты мировых знаменитостей – рынок растет, а окупаемость проектов низкая".
Она столько не стоит!
"Расходы промоутеров зависят от того, сколько они готовы платить, – уверена директор концертных программ Planet Plus Инга Хаген, – Например, промоутер, который привозил в Россию Кайли Миноуг, заплатил гонорар $2 млн. Она не стоит таких денег! Тратить их просто не имело смысла. Концерт не окупился. Если говорить о нас, то в плане денег прошлый год был доходным, а в этом году наблюдается спад". Евгений Финкельштейн утверждает что в Европе Миноуг платили $400–500 тыс. Задирание цены он объясняет гигантоманией московских промо-агентств.
Билетные сборы с концертов зарубежных артистов в целом по Петербургу составляют, по оценке Михаила Шурыгина, примерно 12–15 млн евро в год.
Оборот индустрии в Москве и Петербурге директор концертного отдела SAV Entertainment Дмитрий Зарецкий оценивает в 40–50 млн евро. Для сравнения оборот крупнейшего промоутера Live Nation Inc. только в первом квартале 2008 года, согласно официальному отчету компании, составил $636,5 млн.
Доля российских промоутеров на мировом рынке составляет, по оценкам экспертов около 3%. Лидируют Германия, США и Великобритания. В Германии, которой принадлежат до 15% гастрольного мирового рынка, принять звезд первой величины могут 20–25 городов. В России – Москва и Петербург.
Жертва плотного графика
Горячий сезон в концертной деятельности в большинстве западных стран приходится на октябрь-ноябрь и февраль-март. В Россию многие звезды приезжают летом. "Они просто вписывают Россию в свой гастрольный график, а мы подстраиваемся под них", – поясняет Михаил Шурыгин.
Судить о плотности графика звезд первой величины можно на простом примере. Мировой тур Rolling Stones A Bigger Band оказался под угрозой срыва после того, как 62-летний гитарист легендарной группы Кит Ричардс упал с пальмы на острове Фиджи. Из-за этого часть концертов перенесли, а часть отменили, в частности, концерт в Петербурге, организатором которого выступала корпорация PIM. "Роллинги" отложили приезд на год. Деньги за уже проданные билеты пришлось возвращать. Однако это, как ни странно, не только не принесло ущерба организаторам петербургского концерта, но и, как говорят, принесло PIM доход, поскольку мероприятие было застраховано.
Кстати, в историю мирового шоу-бизнеса тур A Bigger Band вошел как одно из самых прибыльных мероприятий. Гонорары группы, за 2 года объездившей все злачные и денежные места мира, по данным VOA News, превысили $550 млн.
Рекордный тур
Ну а рекорд поставила поп-дива Мадонна. В рамках Confessions Tour за 2 часа она заработала в Лужниках около $5,5 млн. В целом организация ее первого российского концерта обошлась в $7 млн. Отбить такие деньги, не говоря уже о прибыли, даже при 50-тысячной толпе зрителей на билетах нереально. Игроки российского гастрольного рынка утверждают, что окупаемость мегамероприятий зависит не столько от билетных продаж, сколько от спонсоров и рекламы.
Говорят, изначально Мадонна в Москву вообще не собиралась. Организовала ее московский концерт петербургская компания NCA. Она же привозила в Россию Мэрлина Мэнсона. Спонсировал российскую часть программы Мадонны "ВымпелКом". "Я работала на этом проекте, – говорит пресс-секретарь "ВымпелКома" Светлана Анурова, – привезти Мадонну в Лужники помогло наше общение с Warner Music International". Warner Music International входит в медиахолдинг Time Warner, также владеющий каналами CNN, TNT, Cartoon Network, HBO, киностудиями New Line Cinema и Warner Brothers.
Незадолго до концерта Мадонны в Москве, который бурно обсуждали и даже пытались запретить, WMI подписала договор с "ВымпелКомом". Благодаря этому сотовый оператор в течение 5 месяцев торговал заставками для телефонов с Мадонной, эксклюзивными рингтонами и т. п. "Для нас это была чисто имиджевая акция", – уверяет Светлана Анурова. Помимо торговли контентом, оператор использовал изображения Мадонны в своей рекламе. Кстати с этой рекламой вышла накладка. Председатель комитета рекламы, информации и оформления Москвы Владимир Макаров усмотрел в слогане "Прорвись на концерт Мадонны" призыв к насилию. Билборды и рекламные плакаты пришлось спешно менять.
Звезды на вес
Участники российского рынка делят гастролирующих звезд по актуальности, гонорарам и масштабности площадок, на которых те выступают. "В клубах потолок – 25 тыс. евро, – утверждает директор компании ЕМ Management Андрей Платонов. – Средние западные артисты берут 50–100 тыс. евро. Это либо молодые команды, не очень популярные в России, либо "потухшие звезды" типа Nazareth или Blondie. Дальше идут "приличные ребята" вроде Andrea Bocceli или Эроса Рамазотти. Эти берут за концерт 100–300 тыс. евро. Мегазвезд Андрей Платонов оценивает в 300 тыс. евро и выше.
Андрей Базанов выделяет три группы исполнителей. Мелкие – это старое поколение артистов вроде Мирей Матье. Здесь гонорары составляют 50–120 тыс. евро. Средние (Хулио Иглесиас, Энрике Иглесиас, Фил Коллинз) – до 500 тыс. евро. И мирового уровня – от 1 млн евро до бесконечности. К этой группе Базанов отнес группы Metallica, U2, Пола Маккартни и Мадонну.
Концертов с гонораром звезд от $500 тыс. в России проходит в среднем 4–5 в год. В статье расходов организаторов, помимо гонораров, – аренда площадок, трансфер артистов, реклама и т. д. Основной доход приносит продажа билетов. Однако участники рынка признаются, что шоу с участием мегазвезд за счет билетов отбить практически нереально. Часть расходов обычно покрывают спонсоры.