Что такое отечественная благотворительность

Автор фото: http://luxury-info.ru

За более чем 15 лет существования благотворительности в постсоветской России компании (главным образом банки) по-прежнему жертвуют деньги бессистемно, по принципу "кто попросил, тому и дали". По оценке руководителя консалтинговой группы "Беспалов и партнеры" Александра Беспалова, отечественным жертвователям не хватает системного руководства благотворительными проектами.

"Как правило, отчисления происходят случайно: кто-то пришел – попросил – проект профинансировали. Очень малое количество компаний оценивает эффективность вложенных средств. К примеру, дорогое медицинское оборудование быстро стареет за неимением врачей, – рассуждает Александр Беспалов. – С другой стороны, ряд компаний, и в первую очередь банков, уже начинает формировать социальные программы при участии специалистов".
По информации благотворительного общественного фонда "Созидание", как и в середине 1990-х, сейчас наиболее активно благотворительностью занимаются банки и финансовые компании. В частности, по данным фонда, более 80% отечественных банков регулярно направляют средства на реализацию социальных и благотворительных программ. Лидеры по объемам благотворительности – московские и петербургские банки ("Санкт-Петербург", "Международный банк Санкт-Петербурга", "Петербургский городской банк"), а также их филиалы в регионах.
"По нашим оценкам, объемы вложений в социальные программы и благотворительность со стороны банков, а также количество подобных проектов в Петербурге несколько меньше, чем в Москве, – говорит PR-директор благотворительной организации "Клуб наблюдающих за облаками" Наталья Снегирева. – В то же время по объемам различных пожертвований петербургские и региональные компании приближаются к московским".
По словам Александра Беспалова, наиболее распространенными направлениями благотворительности среди отечественных корпораций остаются помощь инвалидам и ветеранам войны, детским учреждениям, а также финансирование проектов, связанных со здравоохранением.
"Как правило, выбор компанией того или иного направления благотворительности объясняется исключительно предпочтениями акционеров или владельцев", – уверен Александр Беспалов. "В последнее время вслед за западными коллегами российские бизнесмены начинают поддерживать не только проблемные социальные слои, но и ведут активную молодежную политику", – замечает Наталья Снегирева. По данным Ассоциации банков Северо-Запада, в Петербурге молодежные программы спонсируют ОАО "Балтинвестбанк", ЗАО "КАБ "Викинг" и ООО "УК "БФК".
Кстати, по оценкам Всероссийского центра изучения общественного мнения, ежегодно российские компании тратят на благотворительность до 11% чистой прибыли. К 2007 году 70% российских компаний занимались благотворительностью. Несколько лет назад данный показатель составлял около 50%. В США в благотворительности не задействованы всего 2% компаний, в Европе – 4%. Поэтому до Европы с Америкой в смысле благотворительности нам еще очень далеко.