Топ-5 фантастических фильмов без грубых ляпов

Фантастические фильмы наполнены откровенными ляпами. В "Звездных войнах" межгалактические корабли летают в вакууме со свистом, лихие исследователи в "Земной коре" пробуриваются к центру земли. Авторы этой пятерки фантастических фильмов проявили уважение к науке, и создали весьма правдоподобные с научной точки зрения картины.

Знаменитейший фильм Стэнли Кубрика "2001 год: космическая Одиссея" был снят в далеком 1968 году. К тому времени человек еще не ступал на поверхность Луны, но Кубрик и Артур Кларк весьма реалистично описали космические полеты.
Они создали космолет, которые использует разнообразные технологии, помогающие людям жить в условиях нулевой гравитации. Некоторые секции космического корабля вращались, чтобы создать искусственное гравитационное поле, в других были стены, покрытые знаменитой застежкой-"липучкой" Velcro (или чем-то схожим), так что члены экипажа могли передвигаться, надев специальную обувь.
В "Вечном сиянии чистого разума", снятом в 2004 году, главный персонаж Джоел обнаруживает, что его любимая девушка стерла свои воспоминания об их отношениях. Тогда он отправляется в ту же самую компанию, чтобы стереть и свою память. И только перед самым началом процедуры стирания герой осознает, что хотел бы сохранить светлые воспоминания в голове.
Пока такой вид "стирания" избирательных участков памяти недоступен современным технологиям, но есть все причины считать, что он теоретически осуществим. Некоторые формы деменции (старческого слабоумия) поражают избирательные участки памяти. Например, при семантической деменции больной забывает все фактические знания о мире, но личные воспоминания о своей жизни у него сохраняются.
Фильм изображает человеческую память, как своего рода сеть из разнообразных линков. Когда Джоел засыпает, техники "управляют" его мозгом, который представляет собой соединение из разнообразных воспоминаний о разных отрезках жизни. Каждое воспоминание идентифицируется.
В фантастическом триллере Ридли Скотта "Чужой", снятом еще в 1979 году, много волне реалистичных технологий. Например, временное прекращение жизненных функций (так называемое, suspended animation), которое позволяет поддерживать жизнь у членов экипажа космического корабля, находящегося в полете несколько десятков лет.
Жизненный цикл инопланетного существа, которое нападает на героев фильма, тоже описан весьма реалистично и грамотно с научной точки зрения. Существо проходит три стадии развития. Все начинается с яйца, которое производит на свет "паука - лицехвата", размером с человеческую голову. Он атакует астронавта, чтобы имплантировать эмбрион через рот человека в его желудок. Затем "паук" умирает, а выпущенный им эмбрион выживает, питаясь перевариваемой пищей человека. Наконец он выходит на свет божий, разрывая тело хозяина на части.
Все элементы этих жизненных циклов можно встретить в живой природе - среди различных паразитов и насекомых. Правда в "Чужом" есть и несколько весьма сомнительных с научной точки зрения поворотов сюжета. Например, как это живое существо умудрилось за несколько часов вырасти с 30 см до 2 метров? Вызывает сомнение и его кровь, больше похожая на сильнейшую кислоту. Чтобы она могла спокойно путешествовать по венам этого чудовища, их надо сделать из тефлона - любые органические ткани давно бы растворились.
В "Гаттаке" Эндрю Никкола, снятой в 1997 году, изображается совершенный мир будущего, каждый житель которого генетически запрограммирован. Печальная судьба ожидает рожденных по любви, а не в лаборатории. Главный герой картины Винсент Форма, как можно легко догадаться, именно такой вот невезучий гражданин с клеймом "непригодного".
Общество в "Гаттаке" намеренно утопично, порой до степени пародии. Тем не менее, это один из немногих фильмов, который вполне убедительно исследует тему генетического детерминизма: насколько наша жизнь запрограммирована генами, и какое влияние они оказывают на силу воли человека.
"Солярис" Андрея Тарковского 1972 года нельзя назвать научно достоверным фильмом, однако он весьма реалистично рисует пределы современной науки и человеческого понимания. Автор одноименного романа Станислав Лем был убежден, что внеземную цивилизацию нельзя будет объять с помощью людского разума, настолько она будет для нас странной и необъяснимой. И "Солярис" превосходно воплощает эту идею.
Главный герой картины Крис Келвин (Донатас Банионис) дипломированный психолог, но он не в состоянии понять даже собственную жену. Как же такой человек сможет постичь тайну планеты Солярис? Картина, несомненно, вызовет симпатии у поклонников квантовой механики и человеческого сознания.
По информации АВС