Лакомые кусочки для общепита

Автор фото: Фото: Дарья Федотова

Год уходящий, хоть он и ознаменовался финансовым кризисом, стал самым результативным для петербургских рестораторов - по оборотам и количеству новых заведений.

По данным КЭРППиТ, прирост сети общественного питания за первое полугодие 2008 г. составил 237 предприятий, а за последние 5 лет количество заведений различных типов, форм и форматов выросло в 1,3 раза (более чем на 1500 предприятий).
Сегодня в городе более 6 тыс. предприятий общепита, их годовой оборот, по прогнозам заместителя председателя КЭРППиТ Дмитрия Кобицкого, в 2008 году должен приблизиться к 45 млрд рублей. Это в 2 раза больше, чем 5 лет назад (в сопоставимых ценах).
Эксперты связывают рост ресторанного рынка с ростом доходов населения, а также с развитием ресторанной культуры: петербуржцы привыкают обедать или ужинать вне дома. При этом на ресторанном рынке отчетливо проявляется несколько тенденций.
Во-первых, доля демократичных кафе, баров и пабов среди новых заведений куда выше, чем раньше: 38% (2,3 тыс.) от общего количества заведений - это предприятия быстрого питания. Специалисты объясняют это тем, что именно в массе своей петербуржцы все больше привыкают проводить время не дома, а массы не зарабатывают на люкс или премиум.
Однако по той же причине эксперты прочат статусным ресторанам более устойчивое положение в кризисе: для их клиентов ресторан привычнее, а разница между «дома» и «где-то» не так принципиальна. Посетители же заведений среднего ценового сегмента (средний класс и ниже) будут вынуждены вернуться к самостоятельному приготовлению пищи.
Особенно активны в среднем ценовом сегменте в 2008 году были крупные сетевые проекты, причем не только местные, совместные и московские. Так, наряду с развитием «Евразии» и «Васаби» (по 7 новых ресторанов) и ребрендингом «Япоши» (8 новых заведений) на петербургский рынок вышла екатеринбургская сеть «Дас Колбас». Ее первый ресторан открылся в ТРК «Атлантик Сити». Сетевикам в кризисе поможет то, что их много, уверены эксперты.
Во-вторых, большинство заведений открывалось в спальных районах: петербуржцы хотят ужинать не дома, но рядом с домом. Лакомый кусочек для рестораторов - новые торгово-развлекательные комплексы. После ноябрьских праздников запланировано открытие булочных «Гарсон» на фуд-кортах сразу двух торговых комплексов: «Невский-2» и «Континент». «Теремок» уже открыл рестораны в ТРК «Радуга», «Атмосфера» и ТЦ «Окей Просвещения». Но главной тенденцией года стало появление новых форматов: ресторан-музей, бизнес-столовая и др.