08:3007 июля 200808:30
77просмотров
08:3007 июля 2008
Президент "Российских железных дорог" Владимир Якунин ввел монополию на оформление транзита. В итоге цены выросли на 200%.
За полтора года работы аффилированной с ОАО "Российские железные
дороги" компании цены на оформление железнодорожных транзитных грузов
увеличились в 3 раза.
Речь идет об ООО "Таможенно-брокерский центр", которое сейчас является
монополистом на рынке оформления железнодорожных транзитных грузов. Объем этого
рынка на Северо–Западе составляет около $150 млн в месяц. Петербург является
основным центром перевалки грузов. По данным участников рынка, с 2007 года
стоимость оформления грузов на железной дороге выросла на 200%. Речь идет о
грузах внешнего и внутреннего транзита, ответственность за которые несет
перевозчик - ОАО "Российские железные дороги".
Ранее на этом рынке работали четыре подрядчика - ООО "Далк", ЗАО
"Желдорброкер", ЗАО "ОкТрансВнешТерминал" и ООО "Ростек–ДВ–Сервис". Но в 2007
году был проведен конкурс, по итогам которого единым брокером стало ООО
"Таможенно–брокерский центр" (ТБЦ).
При этом остальные игроки оказались не у дел, а средства за оформление
транзитных грузов на 59 постах пропуска потекли в руки ТБЦ. За 5 месяцев 2008 г.
Октябрьской железной дорогой было погружено свыше 46,5 млн т грузов. В основном
это строительные грузы, железная руда, лес и др. По данным участников рынка, 40%
из этих грузов транзитные.
ТБЦ в 2006 году исключался из Реестра таможенных брокеров с формулировкой
"…из–за отсутствия в штате двух специалистов по таможенному оформлению". Но
накануне проведения конкурса среди его учредителей появилась структура,
подконтрольная РЖД. И победа ТБЦ в конкурсе уже не вызывала сомнений. Тогда
брокеры обращались в Федеральную антимонопольную службу, чтобы предотвратить
монополизацию рынка.
Как заявил на условиях анонимности представитель компании, занимающейся
перевозкой грузов в РФ, бороться с этим не удастся: "Одна монополия породила
другую. И говорить нужно в целом о монополии на железной дороге, которая рождает
и рост цен, и злоупотребления".
По словам управляющего группы компаний "ХОРС" Руслана Кисса,
дискриминация на железной дороге существовала и раньше. В 2006 году его компания
выиграла арбитражное дело против Октябрьской железной дороги по факту
"препятствий в деятельности по таможенному оформлению товаров". Руслан Кисс
отметил, что за полтора года работы в качестве единого брокера структура ТБЦ
почти не изменилась. "В лучшем случае они работают с помощью субподряда, в
худшем - используют физических лиц", - заявил он. В отличие от частных
брокерских компаний ТБЦ рассчитывает стоимость услуг исходя из количества
вагонов.
![](http://www.dp.ru/images/article/2008/07/07/15afe6a5-7765-4cd9-95e3-c6f3cee70f46.jpg)
В ТБЦ комментировать эти обвинения отказались, так же как и озвучить тарифы
на свои
услуги. РЖД также отказались от разговора о тарифах. В РЖД сообщили, что повышение цен на услуги происходит по экономическим причинам. Также добавили, что некоторые участники рынка действительно обращались в арбитраж и антимонопольную службу по вопросу единого брокера на дороге, но обе структуры признали действия РЖД правомочными. Соглашение с ТБЦ было продлено до конца 2008 года. Единый брокер, как отметили на дороге, облегчает РЖД работу по контролю и управлению выбранной таможенной организацией, "существенно экономит время и средства компании".
услуги. РЖД также отказались от разговора о тарифах. В РЖД сообщили, что повышение цен на услуги происходит по экономическим причинам. Также добавили, что некоторые участники рынка действительно обращались в арбитраж и антимонопольную службу по вопросу единого брокера на дороге, но обе структуры признали действия РЖД правомочными. Соглашение с ТБЦ было продлено до конца 2008 года. Единый брокер, как отметили на дороге, облегчает РЖД работу по контролю и управлению выбранной таможенной организацией, "существенно экономит время и средства компании".
По словам менеджера по внешне-экономическим отношениям ООО "ЭНТРОРОС" Алексея
Лебедева, рост цен и трудности с таможенной очисткой грузов, следующих по
железной дороге, приводят к резкому скачку стоимости конечного продукта для
потребителя.