00:0001 августа 200800:00
49просмотров
00:0001 августа 2008
Молодой композитор Антон Лубченко работает в бешеном ритме, а выступает всегда с полной самоотдачей. Он хочет сделать классику более доступной.
В детском возрасте я
все время какие-то песни пел, по ящикам стучал. Бабушка, заметив мое рвение,
отдала меня в хоровую студию. Так что года в три я уже знал ноты. Я тогда думал,
что миром владею - нотную грамоту знаю.
Первое произведение написал лет в
шесть. Это была опера по Гофману «Песочный человек. К педагогу я всегда
приходил с уже готовым сочинением. Когда сочинение закончено, какой смысл там
что-то переделывать - проще новое написать!
Господь всегда дает шансы, вопрос
в том, можешь ли ты их использовать. В 16 лет на конкурсе Союза композиторов я
получил первую премию. На открытии Пасхального фестиваля в Петербурге прозвучала
моя литургия. Мне было 18. После этого в Москве консерваторский хор исполнил
литургию, за границу ее возили. Я считаю себя человеком верующим, очень люблю
русскую духовную музыку. Традицию написания духовной музыки своего народа нужно
возрождать.
Очень большую роль в моей жизни сыграла Лариса Абисаловна
Гергиева. Благодаря ей я попал в Мариинский театр на конкурс опер на сюжеты
Гоголя. И благодаря ей появилась возможность показать свои сочинения самому
маэстро. Я сначала дико его боялся, но с первых же слов, которые он мне сказал,
всякая боязнь пропала. Он человек открытый, звездной болезни у него нет. Я
думаю, когда творческий человек многое собой представляет, он искусственно свою
значимость не раздувает.
Работать надо в бешеном ритме. Я пишу реквием, на
который мне дали 3 дня, писал оперу за 20 дней. Сейчас люди так мыслят.
Надо
уметь все
Я считаю своим достоинством, что могу писать разную музыку - балет,
оперу, музыку для кино, симфонии. Я могу написать суперавангардную музыку, а
могу написать совсем просто. Сейчас надо все уметь.
15 сентября в Таиланде
фестиваль Dance and Music открывается моим Concerto Requiem. В Торонто будет
ставиться балет Symphony in colours на мою музыку, премьера 4 марта 2009 года,
меня зовут ею дирижировать. У меня есть полгода, чтобы научиться делать это
хорошо. Недавно вышел диск «Кармадонская соната, посвященный съемочной группе
Сергея Бодрова-младшего, погибшей 5 лет назад. Когда Елена Гуревич, мать
оператора-постановщика, попросила меня написать посвящение, у меня в голове
сразу выстроилось, как это сделать. Я никогда не берусь за неинтересные мне
работы, которые не чувствую. В последнее время у меня было несколько заказов
подряд, связанных с печальной тематикой: опера, посвященная жертвам Беслана,
синемафония об армянском геноциде.
Конечно, у меня есть идеи, как сделать
классику более доступной сегодняшнему слушателю. Например, в балете Offertorium
в одной сцене я использую много музыкальных идей, идущих от современной поп- и
рок-музыки, у нас и инструменты будут соответствующие - саксофон, электрогитара.
Offertorium - балет, который я сейчас пишу для Metropolitan Opera и Мариинского
театра по мотивам сказки Оскара Уайльда «Рыбак и его душа. Там очень интересная
для сценического сочинения фабула, про то, как рыбак влюбляется в морскую
царевну и ради нее отказывается от своей души. Сначала мы с хореографом Питером
Кванцем думали о другом сюжете, а потом возник Оскар Уайльд. Я за ночь прочел
эту сказку и утром сказал - да, Питер, давай ее ставить. Тема отречения от души
во имя каких-то благ очень современна, многие ведь сейчас это делают. Предают
свои идеалы, принципы.
Для работы мне просто необходимо одиночество. Не могу
писать, когда отвлекают звуки. А когда прекращаю работать, очень хочется
общаться. С хорошими людьми я люблю общаться даже в плохом настроении, а с
плохими не люблю, но часто приходится. Мне говорят гадости, и даже такие люди,
от которых этого совершенно не ждешь. Мне это непонятно.
В человеческих
отношениях много ошибок делаю. Я могу отрезать. Могу наорать, а потом жалею.
Отдыхаю я очень мало. Иногда мне кажется, что сон - самое величайшее счастье,
потому что редко удается выспаться. Тяжело, когда не можешь ночью уснуть из-за
бессонницы, это очень раздражает. Я ночами часто работаю, и мозг свой до такой
степени заведешь, что уже не уснуть. Жуткое чувство. До 7 часов утра лежу, пока
голова не отключится. А вообще я счастливый человек. Я в себе внутренние разлады
не культивирую, не боюсь смерти. Мне кажется, я не могу умереть раньше, чем
сделаю все, что нужно, в этой жизни.
Композитор Антон Лубченко считает,
что люди сейчас мыслят быстро, поэтому писать музыку для них тоже нужно
быстро.
фото: екатерина рыжова