00:0022 декабря 200300:00
50просмотров
00:0022 декабря 2003
Маркетинговые управления занялись трудоустройством и адаптацией выпускников
Маркетинговые управления занялись трудоустройством и адаптацией выпускников
В жестких условиях конкуренции даже самые знаменитые и консервативные вузы
вынуждены меняться в зависимости от ситуации на рынке образования и потребностей
рынка труда.
В Российском государственном педагогическом университете им. Герцена (РГПУ) в
2000 г. был создан отдел маркетинга. За 3 года существования он перерос в
управление маркетинга, в состав которого входят четыре отдела -- мониторинга и
информации, рекламы, маркетинговых коммуникаций и отдел продаж и сервиса.
Потребности рынка
Как прежние, так и новые специальности рекламируются управлением маркетинга. Но
работа над специальностями заключается не только в рекламе. Управление проводит
маркетинговые исследования на рынке образовательных услуг Петербурга. В
исследованиях выявляются потенциальные потребители конкретных образовательных
услуг, ценовая ситуация на рынке, и исходя из этого выдаются рекомендации по
ценообразованию, организации приемной кампании.
"Службы занятости и рекрутинговые агентства продолжают ощущать несоответствие
спроса и предложения на рынке труда, а высшие учебные заведения в большинстве
своем по-прежнему ведут подготовку специалистов, не учитывая потребности в
кадрах на рынке труда, -- считает Любовь Даниленко, начальник управления
маркетинга РГПУ им. Герцена. -- И те, кто готовит специалистов, и те, кто их
трудоустраивает, стали понимать, что решать вопросы подготовки кадров надо
совместно, при объединении возможностей, потенциала и ресурсов сфер экономики и
вузов региона. В стране пока отсутствует механизм координации системы подготовки
кадров, хотя технологии уже прорабатываются. Для решения вопроса подготовки
кадров необходим системный подход с учетом стратегии экономического развития
страны, каждого конкретного региона и города".
Министерство "за"
К реальным направлениям руководство вуза относит выполнение научно-технических
работ по заказам предприятий. Компания финансирует в целом или отдельные статьи
расходов, а университет обеспечивает исследовательские работы не только научными
сотрудниками и преподавателями, но также привлекает для этой работы студентов и
аспирантов, что открывает перед ними возможности целевого трудоустройства.
С распадом системы распределения выпускников многие вузы готовят специалистов,
не задумываясь об их трудоустройстве. Лишь недавно возникшая из-за необходимости
идея возродить утраченное стала обретать реальные очертания.
Совместная работа вузов по трудоустройству выпускников и студентов приобрела
статус поддержки Министерства образования в форме Решения "О создании центров
содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений
профессионального образования". Наиболее ярким примером такой деятельности в
Петербурге является Санкт-Петербургский университет технологии и дизайна, на
базе которого работает межвузовская Городская студенческая биржа труда и
обучения.
"Университет им. Герцена является участником этой программы. Центр содействия
трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников и студентов университета
недавно начал свою деятельность на базе управления маркетинга. В его задачи
входит разработка и реализация долгосрочных и текущих программ развития системы
содействия трудоустройству выпускников, студентов, аспирантов РГПУ им. Герцена",
-- говорит Любовь Даниленко.
МНЕНИЕ
Дмитрий Павлов, директор по маркетингу Санкт-Петербургского Международного
института менеджмента:
"В нашем институте отдел маркетинга существовал с первых дней и исполнял три
основные функции: анализ рынка и участие в формировании продуктового портфеля
(программы и дизайн продукта), продвижение программ и институциональный PR --
взаимодействие с группами влияния и строительство репутации института.
Важно отметить, что мы не только слушаем рынок и отвечаем на его запросы, но и
формируем новую управленческую элиту, готовим восприятие рынком наших новых
продуктов".