00:0022 февраля 200700:00
1305просмотров
00:0022 февраля 2007
Как собрать сотовый телефон через Интернет
СПб. У потребителей
есть желание самим производить товары своей мечты. Это может стать хорошей
бизнес-идеей для тех, кто поможет им в этом.
Философия просьюмеризма
подразумевает тесное взаимодействие производителя с потребителем, постоянный
диалог между ними и даже частичную передачу функций.
Опытный потребитель
лучше, чем многие продакт-менеджеры, сможет описать товар своей мечты. Надо дать
ему эту возможность.
Просьюмеризм в отличие от UGC (user generated
content - контент, создаваемый пользователями) не требует организации и не
нуждается в регулировании. Потребитель может создавать продукт для себя, и для
этого ему нужны только комплектующие. В случае такого развития событий в будущем
на смену производителям предметов потребления придут производители инструментов
и комплектующих.
Простой пример для иллюстрации идей просьюмеризма -
вязаный шарф. Можно долго придумывать шарф, выбирать нитки и узор, чтобы сделать
шарф мечтой потребителя. С точки зрения себестоимости это совершенно
неэффективный способ производства. Затрачивается много личного времени. Кроме
всего прочего, рыночная стоимость шерсти в 2 раза превышает стоимость двух
заводских шарфов. Однако потребитель готов платить, не задумываясь об идеальной
кастомизации.
Тренд в помощь
Есть вариант коммерциализации этой
модели. Необходимо запустить веб-сервис для создания рисунка и выбора узора и
приложение, управляющее вязальными машинами. Это будет инструмент, облегчающий
решение индивидуальной задачи. На просьюмеризме заработает создатель
инструмента. Инструментом может быть сайт-инструкция по созданию вещи своей
мечты. В производстве сотовых телефонов эта модель работает так:
компании-производители создают чипы, для интеграции которых достаточно просто
положить их рядом друг с другом. Необходимое ПО скачивается в виде open source
исходников. Чертежи корпуса и кнопочек можно найти в Интернете или нарисовать
самому. Сам корпус и кнопочки изготавливаются на домашнем 3D-принтере. Все это
собирается, и добавляется sim-карта.
Пока варианты использования UGC -
блоги, социальные сети, программное обеспечение с открытым кодом, википедия - в
гораздо большей мере понятны пользователям. Этой понятности способствует
социальная сущность. Просьюмеризм сейчас развивается как нечто индивидуальное и
только зарождается как тренд. Возможно, он будет развиваться менее стремительно,
но может достигнуть и больших масштабов, так как меньше ограничен
онлайн-средой.
Подготовила Эльнара Петрова по материалам сообщений на
блоге http://blogs.dpgazeta.ru/horosheva/169#list-comment
"Вовлечение
потребителя в производство имеет ошеломляющие последствия". Элвин Тоффлер
"Третья волна"
Сделай сам
Слово "просьюмеризм" (prosumerism)
произошло от английских слов produce - "производить" и consume - "потреблять" и
означает одновременное создание и потребление товара, услуги, контента.
Появление этого термина отражает глобально изменившийся в мире баланс сил и
власти, перешедшей от производителей, ритейлеров и маркетологов к конечному
потребителю. Просьюмеризм развивается среди самой прогрессивной аудитории
потребителей, наиболее заметно это прослеживается в молодежной среде. Просьюмеры
действуют по принципу DIY (Do It Yourself - сделай сам). Вот некоторые примеры
просьюмеризма.
1 Сетевая книга
Уже сейчас пытаются создавать книги
будущего, которые по аналогии с блогами превращаются в "книголог", который
объединяет в себе идеологию блогов, мультимедиа и онлайновых игр. Его можно
читать, дополнять, комментировать.
Так, британское издательство Penguin и
университет Де Монтфорт (De Montfort University) пригласили всех желающих
поучаствовать в написании коллективного романа на принципах, принятых в сетевой
энциклопедии Wikipedia. Будущая книга получила название "A Million Penguins"
("Миллион пингвинов"). Условия проекта позволяют всем участникам писать свои
эпизоды, редактировать, править и удалять чужие. Финальная версия романа не
будет подписана ни одним именем, никто из соавторов "Миллиона пингвинов" не
получит авторских прав на книгу.
2 Социальные СМИ
Информационный
портал digg.com (наша версия - news2.ru) известен как социальное СМИ, которое
работает по принципу UGC (user generated content). Зарегистрированные
пользователи размещают там новости и сами оценивают их общественную значимость.
Согласно исследованию The Wall Street Journal на Digg.com, где зарегистрированы
900 тыс. пользователей, 30 человек обеспечивают более 30% контента.
3
Connect + Develop
Помощь квалифицированных пользователей нужна не только
для создания программного обеспечения с открытым кодом. Просьюмеризм выходит за
рамки веб-пространства.
- Автомобилестроение:
http://www.peugeot-concours-design.com/. Концерн Peugeot пригласил
автомобилистов принять участие в разработке дизайна концепт-кара.
-
Производство рекламы, видеороликов своими руками:
http://www.converse.com/index.asp?mode=mby&bhcp=1...
- Компании,
специализирующиеся на разработке хитроумных устройств (например, зонтик, умеющий
предсказывать погоду), часто запускают проекты еще в стадии концептуальной
разработки, когда каждый пользователь может легко предложить им свои идеи.
http://www.ambientclock.com/
4 Сам себе продюсер
Появляются сайты,
где пользователь может примерить на себя социальные роли и стать, например,
продюсером, если будет четко следовать представленной на сайте
инструкции.
Пользователь регистрируется на сайте
http://www.sellaband.com/, получая статус believer. Затем выбирает себе группу
для раскрутки, платит в ее фонд $10 и ждет. А еще лучше: ищет других людей,
которые бы согласились поддержать его начинание. Когда у группы наберется 5 тыс.
believers или $50 тыс., она на эти деньги запишется в профессиональной студии. В
результате продюсер получает бесплатный Limited Edition CD и деньги соразмерно
своему вкладу. Деньги идут с рекламы на сайте и с продаж CD.
Сергей
Дмитриев, сетевой аналитик Центра разработки ПО для мобильных сетей связи
компании Siemens:
"Примеры зарабатывания на тренде просьюмеризма в
индустрии программного обеспечения уже известны.
Модель создания
программного обеспечения на основе открытых исходных текстов показала:
создаваемое в рамках просьюмеризма затем вполне подлежит
коммерциализации.
Этот тренд есть частный случай общего мегатренда, а
именно - стирание граней внутри различных социальных явлений и между ними.
Начинают стираться грани:
1. Между потребителем и
производителем.
2. Между работником и работодателем - freelance
становится все более популярным, а Интернет выводит это явление на новый
уровень.
3. Между работой, учебой и частной жизнью - современные
коммуникации позволяют выполнять большую часть работы вне офиса. Но при этом
офис может достать вас звонком мобильника в любое время.
4. Между
учителем и учеником - новые технологии, знания, явления появляются теперь все
быстрее. В вузах уже многие сталкивались с тем, что по отдельным предметам
студенты лучше осведомлены, чем преподаватели. Со временем подход к образованию
изменится, обучающиеся будут ориентироваться на помощь самим себе, таким же
обучающимся. И учиться они будут, выполняя реальные задачи".
Данис
Сулейманов, аналитик-маркетолог United Fun Traders:
"Интересный проект в
духе просьюмеризма - это книга "Стратегия исхода" Дугласа Рашкоффа. Это попытка
создать интерактивный гипертекстовый роман с открытым исходником, но он все же
не выкристаллизовался, а просто-напросто оброс комментариями вокруг работы
самого автора.
Как правильно отметили многие, главная движущая сила
просьюмеризма, корень всего - это самореализация (эго). А я добавлю:
самореализация великих талантов и лидеров. Информационное общество - общество
2.0, если хотите, - дает всем равные шансы на это. То есть если в средневековье
сыну пахаря практически невозможно было стать князем, то сейчас это на
расстоянии двух кликов. А в итоге - бешеная конкуренция, которая подгоняет саму
себя, - конкуренция на "стероидах".
Переходя к идее универ 2.0
(образование 2.0), попробую высказать мнение, что здесь все задается все теми же
векторами. Только препятствий в 1000 раз больше: мне кажется, образование -
вторая после церкви по консервативности система. Нужно не просто переделывать, а
строить заново, да так, чтобы не отдаться-продаться хранителям традиционной
школы. А там глядишь и сколлапсирует она сама по себе (со временем). Понятно,
что без правильных инструментов, впрочем, как и без правильных лидеров, здесь не
обойтись".