00:0030 мая 200700:00
277просмотров
00:0030 мая 2007
Его не догонишь.
СПб. С нашего интервью
Владимир Беглецов, оправдывая фамилию, буквально убежал - на репетицию в
Филармонию, где готовили "Реквием" Верди.
В исполнении этого
вокально-симфонического полотна были задейст-вованы оба возглавляемых Владимиром
Беглецовым хора - мальчиков Хорового училища им. Глинки при Капелле и Смольного
собора. Вообще же в последние годы редкий концерт, где исполняют хоровые
произведения, обходится без них.
В 1991 г. Владимира Беглецова пригласили
возглавить хор мальчиков училища им. Глинки, один из старейших в стране
музыкальных коллективов, до этого два с лишним века называвшийся хором
малолетних певчих при Императорской придворной певческой капелле. Беглецов повел
дело круто: "Работа с хором мальчиков требует жесткости. С ними нельзя
либеральничать. Это почти армейская структура. Если в смешанном составе, с
девочками из десятилетки, они все-таки собираются и меньше думают о компьютерных
играх, футболе и прочих развлекухах, то в мужском коллективе их мозги заняты чем
угодно, кроме того, чем надо".
Педагогическая строгость оказалась
результативной. Например, в 2003 г. в Филармонии впервые в России исполнялась
The Golden Vanity ("Золота тщета") - "водевиль для мальчиков и фортепиано"
Бенджамина Бриттена. Определенные части этого сочинения Бриттена младшая группа
хора пела, стоя в проходе в глубине зала, и видели бы вы, с каким благоговением
ребята ждали вступления, которое им должен был показать дирижер, повернувшись с
эстрады. Недаром их уже давно зовут "хор мальчиков-беглецов".
Бес
компромиссов
Когда Владимир Беглецов возглавил еще и хор Смольного
собора, оказалось, что мужская часть практически целиком состоит из его бывших
капелльских питомцев. Что весьма облегчило взаимопонимание между хористами и
хормейстером: замечания Беглецова и так скупы, тут же можно обходиться и без
слов. А слов его боятся. Он ни-сколько не похож на тип дирижеров - крикунов и
драчунов, в гневе ломающих палочки.
Он корректен, но безупречно точен и
правдив до резкости, и никакие соображения политеса не заставят его назвать
черное белым. Его бескомпромисс-ность нажила ему немало недоброжелателей, но и
сторонников: музыканты знают, что Беглецов никогда не ругает зря. Хорошо его
принимают и слушатели, и особенно слушательницы. На сцене он подтянут, его
дирижерскую манеру отличает темперамент-ный нервный жест, а самого Владимира -
несомненное обаяние.
Будучи тверд в работе, он может быть очень мягким в
жизни. Его семья кроме жены и сына включает кота, которому, судя по частенько
исцарапанным рукам хозяина, позволяется куда больше вольностей, чем всем
хористам.
Дикое сочетание
В последнее время Владимир Беглецов
убедительно выступает и как симфонист, дирижируя крупными кантатными и
ораториальными сочинениями. Смольный собор - часть объединения соборов под
водительст-вом Исаакиевского, и Беглецов в качестве художественного руководителя
всей их концерт-ной жизни инициировал немало оригинальных проектов: 9-я симфония
Бетховена с видеоартом в Смольном, литургия Рахманинова в Исаакиевском со
сложными световыми спецэффектами и т.?п.
Притом в деле внедрения в
академическую музыку приемов шоу-бизнеса он сторонник разумного компромисса: "Я
не считаю, что каждый раз следует показывать кино или кормить публику дармовыми
бутербродами. Но слушателя, не имеющего привычки ходить на концерты, надо как-то
зацепить, чтобы он пришел снова. Например, проект, который кажется мне удачным:
"Прощальная симфония" Гайдна и "Реквием" Шнитке - дикое, казалось бы, сочетание,
да еще в афише было приписано, что "Прощальная" исполняется при свечах. И в
результате - полный зал".
Владимир Беглецов не попадает под определение
"мачо" (как другой известный петербургский дирижер). Тем не менее поклонниц у
него столько, что впору говорить о существующей в Петербурге моде на тонких
высоких блондинов.
Биография
Владимиру Беглецову 43 года. Родился
в Краснодаре, отец - скрипач, мать - дирижер-хоровик. Закончил десятилетку при
Консерватории, а потом и ее саму, причем сразу по трем специальностям. На
фортепианном факультете он учился у Владимира Нильсена, симфоническому и
хоровому дирижированию - у Владислава Чернушенко. Чернушенко параллельно с
Консерваторией возглавлял Капеллу, и Владимир еще студентом начал в ней
работать: сначала концертмейстером, потом хормейстером. После армии к роялю уже
не вернулся, пианиста из него не вышло. Зато вышел хороший дирижер.