00:0004 июня 200700:00
738просмотров
00:0004 июня 2007
СПб. Официально инфляцию в России считает Росстат.
Однако для этого
используется корзина, не соответствующая структуре потребления среднего
класса.
В России официально инфляцию считает Росстат, причем он предлагает
целый ряд различных индексов цен: индекс потребительских цен, индекс цен
производителей, дефлятор ВВП, индексы цен на отдельные группы товаров (например,
бензин и нефтепродукты, отдельные группы продовольст-венных товаров), индекс,
отражающий рост стоимости минимального набора продуктов питания, и
т.д.
При всем предлагаемом Росстатом многообразии под инфляцией понимают
прежде всего индекс потребительских цен (ИПЦ), который вычисляется на основе
единого для всех субъектов РФ потребительского набора товаров и услуг (553
позиции).
В этом наборе выделяют три основные группы: продовольственные
товары (40,2%), непродовольственные товары (35,1%) и платные услуги населению
(24,7%). Товары-представители для наблюдения за ценами в регионах выбираются на
основе массовости спроса на них по данным статистики торговли, экспертных оценок
и результатам бюджетных обследований домохозяйств.
Последние также
используются в качестве источника данных о весах, которые приписываются
соответствующим товарам и услугам при составлении фиксированной корзины товаров
и услуг. Как правило, в течение года или более действует корзина для расчета
ИПЦ, основанная на бюджетных обследованиях домохозяйств предыдущих
лет.
Плюсы и минусы
Благодаря большому числу товаров ИПЦ Росстата
получается устойчивым к колебаниям цен отдельных компаний, чего наш индекс в
полной мере пока обеспечить не может.
Однако ИПЦ Росстата из-за высокой
доли продовольственных товаров плохо подходит для оценки роста цен для
потребителей, принадлежащих к среднему классу. Для них он, скорее всего, будет
давать заниженную оценку инфляции. Кроме того, с ростом доходов люди
переключаются на более качественные и дорогие товары и услуги, которые они
раньше не потребляли. В результате рост цен на то, что они потребляли раньше,
будет сдерживаться из-за падения спроса, и ИПЦ Росстата будет показывать низкий
рост цен в этой группе.
В итоге
Если вы относите себя к среднему
классу, ИПЦ Росстата можно считать для вас нижней оценкой инфляции, а ИПЦ "ДП" -
оценкой именно вашей инфляции, но со случайными шоками.
79 товаров и
услуг входит в корзину "ДП"
"ДП" выражает благодарность за участие в
проекте следующим компаниям и магазинам:
- "Буквоед"
- Fashion
Park Co. Ltd
(BestMen и DIREKTOR)
- Incanto
- "Мир кожи и
меха" (МКМ)
- Sela
- "Компьютерный мир"
- Ralf
Ringer
- кафе "Шоколадница"
- ресторан "Карл и Фридрих"
-
ресторан "Русская рыбалка"
- "Кавказ-бар"
Для расчета индекса
также использовались данные о ценах следующих организаций
(магазинов):
IKEA, Театр им. Ленсовета, "Немецкая марка",
Adidas,
ОАО "ВымпелКом", Carnaby, "Аларм-Моторс", турфирма "Нева",
K-Rauta (входит в финскую группу KESKO), Language Link, ОАО "MTC", Группа РЕСО,
"РЕСО-Гарантия", "Планета Фитнес", SportLife, ООО "Аптечная сеть О3", ОАО "Банк
Москвы", "Бюллетень недвижимости", ОАО "Банк ВТБ", газета "КоммерсантЪ",
"Еврообувь", журнал "Эксперт", ЗАО "Петербургская топливная компания", Зубная
поликлиника ?24, Ювелирный дом "Кахолонг", кинотеатр "Аврора", "Лента",
Северо-Западный филиал ОАО "МегаФон", ГУП "Петербургский метрополитен", ООО
"О'КЕЙ-ФИНАНС", салоны красоты "Линия" и "Бэль", ОАО "Северо-Западный Телеком",
компания "Телемакс", ЗАО "Фармакор", "Эдукацентр".
Юлия Вымятнина, Юлия
Раскина, факультет экономики ЕУСПб