Сравнительный анализ грузинского и молдавского

Когда в бутылках с «Хванчкарой», «Твишей и «Киндзмараули» были обнаружены смертельно опасные, по всей вероятности, вещества, именуемые пестицидами, грузинский президент Миша, впав в характерное для него состояние истерии, возмущался: как это так, тысячу (или около того) лет грузины умели делать вино, а тут вдруг разучились?!

<b>Ясное дело</b>, что все это козни дзюдоиста, но Грузию на колени не поставить. После чего Миша повез свое вино в гости к Ющенко и в Китай даже ломился со своей &#171;Хванчкарой&raquo;, мол, не желаете ли испить? А грузинские крестьяне лишь грустно смотрели на Мишины ужимки и прыжки и на тонны своего никому не нужного винограда. Крестьян жаль, а вот с утверждением, что грузины всегда умели делать вино, можно и поспорить.
<b>Легенда о чудесном грузинском вине</b> коренится, безусловно, в великой сталинской эпохе и в личных пристрастиях вождя. Грузин по происхождению, Сталин (который, как известно, пил мало, но все-таки пил — преимущественно вино) предпочитал напитки своей родины, что, в общем-то, вполне естественно. Любимым его вином было &#171;Александреули&raquo;, которое из-за своей способности портиться при перевозке, Грузию покидало только спецавиарейсами для вождя.
<b>Еще лет 30 тому назад в Аджарии </b>можно было купить тяжелую, как противотанковая граната, бутылку 0,8 &#171;Александреули&raquo; за какие-то сущие копейки. Делают ли его сейчас — неизвестно. Зато делают много чего другого жидкого и сладкого, чем так гордится Миша и что считает за вино. Зря считает.
<b>Тот факт, что на родине Иосифа</b> Виссарионовича делают в промышленных масштабах сладкие и полусладкие напитки на основе виноградного сока, еще не делает их вином в общепринятом значении этого слова. Если вы предложите какому-нибудь среднему французскому сомелье глотнуть &#171;Киндзмараули&raquo;, он выплюнет его с омерзением, и два дня будет усиленно полоскать рот с применением сильнодействующих очистителей.
<b>Ни о каком букете </b>и вообще ни о чем прочем, связанном с потреблением благородного античного напитка под названием &#171;вино&raquo; в случае с грузинской продукцией, не может и речи идти! Нет, если вы не пили никогда шато &#171;О'Брийон&raquo;, то можно получать удовольствие и от &#171;Мукузани&raquo; — спору нет.
<b>При этом, заметим</b>, мы вовсе не говорим о том, что грузинское застолье с грузинским же вином — это плохо. Каждый, кто бывал в Грузии, испытал эту вещь на себе, знает, что это восхитительно! Грузинское гостеприимство, грузинское многоголосье, нескончаемые кувшины холодного &#171;кахетинского&raquo; — все это нельзя описать словами, нужен Отар Иоселиани, не меньше.
<b>Но вот когда стоишь</b> перед винной полкой московского супермаркета и видишь бутылку грузинского полусладкого рубликов эдак за 700, то возникает легкое недоумение. За что, простите? За эти же деньги можно купить очень и очень приличное бордо или бургундское, итальянское или чилийское. Неужели ностальгия по товарищу Сталину стоит так немыслимо дорого?
<b>Между тем, грузинские виноделы</b> с калькулятором в руках доказывают нам, что настоящее грузинское не может стоить дешевле, и если &#171;Хванчкара&raquo; стоит 120 рублей, то эта &#171;Хванчкара&raquo; сделана в Нижнем Новгороде или Твери. Кстати говоря, тверская &#171;Хванчкара&raquo; не сильно отличается от истинно грузинской. А вот шото &#171;Петрюс&raquo; в Твери не льют, видать, не получается у них &#171;Петрюс&raquo;.
<b>Куда проще с грузинским </b>— плеснул, не скупясь, красителя поядренее добавил сахарку, эссенции виноградной и вот она, &#171;Хванчкара&raquo;. Понятно, что такая ловкость в производстве грузинского национального достояния на бескрайних российских просторах волнует грузинских виноделов, но что же прикажете делать? А вот, к примеру, немцы не беспокоятся, потому что ну, не собрать БМВ на АвтоВАЗе!
<b>Недавно Евгений Примаков</b> авторитетно заявил в Тбилиси, что грузинское вино вернется в Россию, надо лишь уладить все формальности. Раз Примаков сказал, значит так и будет, он человек серьезный. И тоже, кстати, родом из Грузии, и, наверное, тоже любит все эти полусладкие напитки. Мы весьма уважаем заслуги Евгения Максимовича перед родиной и оставляем за ним безусловное право лоббировать грузинское вино в России, но перспектив у этого бизнеса, честно говоря, немного.
<b>Времена, когда стол сервировался</b> в соответствии с книгой &#171;О вкусной и здоровой пище&raquo; давно прошли (к счастью или к сожалению — это кому как) и все меньше остается тех, для кого магия слов &#171;настоящая &#171;Хванчкара&raquo; (произносится с придыханием) имеет хоть какой-то смысл. А вот у молдавского вина перспективы весьма и весьма неплохие — потому что это то вино, которое пьют во всем мире, а нет только у подножия Мтацминды.