Технологический бренд России

Для экономического прорыва нужны люди и знания. СПб. Инновационная экономика - это не только здания и железо. Это конкурсы бизнес-планов, венчурные форумы и лекции по технологическому предпринимательству.

В России формируются венчурная отрасль и рынок технологических бизнес-идей. Государство, по крайней мере на словах, определило развитие инновационной сферы как первоочередную задачу. Большие денежные средства выделяются региональным венчурным фондам на нанотехнологии, технопарки и бизнес-инкубаторы. "Однако доля инновационной продукции пока ничтожна в ВВП страны, а последний российский технологический бренд, который мы помним, - это магнитофон "Спутник". Развитие российской экономики, опирающейся только на высокие нефтяные цены, не может продолжаться вечно. Нужен технологический рывок, а для этого необходимы люди, знания. Важным элементом новой экономики, основанной на инновациях, является инфраструктура. Это не только здания и железо. Это обстановка, это тусовка старт-аперов, конкурсы бизнес-планов, венчурные форумы и лекции по технологическому предпринимательству в университетах", - убежден Сергей Подузов, член оргкомитета конкурса "Бизнес инновационных технологий" в Петербурге.
Для взрослых
В России пока нет предмета с названием "технологическое предпринимательство", зато уже есть компании, которые продвигают подобные программы. Однако наиболее популярные из них заточены скорее под "взрослых": "Технологическое предпринимательство от теории к практике" (бесплатная программа, организованная компанией Intel), Startingarage (RUSSEE Consulting и венчурный фонд ABRT), Fast Trac (Центр предпринимательства США - Россия). Средний возраст участников программ - 30 лет. Средняя стоимость участия - 30 тыс. рублей.
"В рамках высшей школы, как правило, читают базовые курсы менеджмента, маркетинга или предпринимательства. Отличие же нашей программы состоит в том, что мы как преподаватели не пытаемся передать слушателям определенный объем знаний через лекции, а определяем проблемы в бизнес-моделях компаний, а потом, используя собственный и мировой опыты, демонстрируем все возможные бизнес-решения", - говорит Илья Антипов, соучредитель компаний ТЕКАМА и RUSSEE Consulting.
Студент, который мечтает научиться технологическому предпринимательству, может вступить в научное сообщество. "Специфика России состоит в том, что у нас еще очень мало специалистов-практиков (но они уже есть), да и теоретиков в этой области. Поэтому имеет смысл поддерживать именно студенческие инициативы, направленные на технологическое предпринимательство", - считает Сергей Дмитриев, специалист по поддержке партнерских программ и работе с университетами Nokia Siemens Networks в Петербурге. Так, например, происходит в ИТМО, где работает межвузовский учебный центр - студия "QD - Студенческие исследования". Лекции по технологическому предпринимательству также читают в рамках конкурса "БИТ", по программе "У. М. Н. И. К.".
Кстати
Профессор ВШЭ Дмитрий Репин был одним из первых, кто запустил в России конкурс бизнес-планов в секторе hi-tech. Он взял за основу конкурс Массачусетского технологического института - MIT100K, который теперь известен в России как "БИТ - Бизнес Инновационных Технологий".