Антикризис. Старший управляющий директор ФК "Открытие" Дмитрий Минц считает, что кризис – хорошее время для начинающих миллионеров. На сложившую экономическую ситуацию он смотрит достаточно позитивно и чуть-чуть философски.
Дмитрий Минц: Основной план состоит в том, чтобы сохранить
состав профессионалов, работающих в компании, и существующие технологии работы.
Также мы считаем необходимым переориентировать свой бизнес на другой класс
клиентов. Если раньше УК "Открытие" ориентировалось на физических лиц, то в
текущий момент ключевую роль начинают играть те клиенты, которые не так
сильно потеряли в активах из-за кризиса и более или менее сохранили
возможность инвестировать. Речь идет, в первую очередь, об
институциональных клиентах: пенсионных фондах и страховых компаниях. Сейчас мы
не планируем крупных инвестиций в маркетинг и продвижения продуктов, мы будем
прекращать самостоятельную продажу услуг и начинаем осуществлять всю
деятельность через филиальную сеть недавно приобретенного Финансовой корпорацией
"Открытие" Русского банка развития, а также через другие категории
агентов.
Dpmoney: Чего Вы рассчитываете добиться в 2009 году? Какие
цели перед собой ставите? Какую стратегию Вы выбрали? выживания или развития? И
почему
Д.М.: Безусловно, кризис повлек за собой довольно
значительные изменения рынка. Он ударил по всем компаниям без исключения. На
нас, к счастью, негатив отразился в меньшей степени, чем на большинстве других
финансовых организаций, и потому мы расцениваем нынешнюю ситуацию как шанс
захватить дополнительную долю рынка, особенно в бизнесе по обслуживанию
институциональных клиентов. Поскольку пока для нас этот сегмент находится
в зачаточном состоянии, основная цель УК "Открытие" - вывести его на высокий
уровень.
Читайте также:
Mail.ru разрастется на четверть
Dpmoney: Что ожидает рынок коллективных инвестиций в
текущем году? Какие вы прогнозируете изменения?
Д.М.: Для участников рынка коллективных инвестиций сейчас не
самое лучшее время. Это обусловлено двумя основными факторами: во-первых,
длительным и существенным падение котировок по всем ценным бумагам, а во-вторых,
оттоком инвесторов, напуганным обвалом на мировых рынках. В результате, объемы
активов под управлением снизились в пять раз. С целью сохранить хоть часть
сбережений инвесторы готовы даже с убытком изымать деньги из ПИФов. Число
компаний, предлагающих услуги по управлению активами, также сокращается. Однако
мы продолжаем оказывать эти услуги. Безусловно, бизнес сократился, но не
исчез.
Dpmoney: Как, на ваш взгляд, выйти из кризиса с минимальными
потерями?
Д.М.: Все зависит от того, в каком состоянии вы были
вовлечены в кризис. Если вы попали в него в активах, то вам ничего не остается,
как сделать всё возможное, чтобы пережить его и сохранить инвестиции. Если
объекты инвестирования качественные и адекватные, то не стоит смотреть на их
нынешнюю стоимость, так как она не отражает реального положения вещей. В
кризис вообще, на мой взгляд, происходит некое смещение представлений людей о
добре и зле, так что нужно просто переждать, ведь то, что реализация
возможностей затруднена в данный конкретный момент, не означает, что она не
произойдет в будущем. Ну а если вам так повезло, что вы вошли в кризис с
деньгами, то надо подождать удобного момента и потом начинать
инвестировать, потому что кризис для людей, счастливо вошедших с наличными
средствами, является шансом хорошо заработать.
Dpmoney: Помимо бизнеса по управлению активами Вы также
ведете проекты по прямым инвестициям ФК "Открытие". Как отразился кризис на
данном бизнесе?
Д.М.: Основная потребность в проектах по прямым инвестициям
была у западных инвесторов, которые искали интересные объекты для вложений
здесь. Кризис в той или иной степени сказался на всех проектах private equity,
многие из них на время приостановлены, а по остальным стоит ряд задач, основной
из которых является обеспечение успешного выхода из проектов по их
завершению.
Dpmoney: Как отразилась сделка по приобретению ФК "Открытие"
РБР на бизнесе по управлению активами?
Д.М.: Напрямую сделка на бизнесе УК "Открытие" не
отразилась, однако она сделала группу ФК "Открытие" более крупной, значительно
увеличила ее активы и таким образом упростила взаимоотношения с крупными
клиентами. Кроме того, как я уже сказал, филиальная сеть РБР, дает нам
дополнительную возможность распространения инвестиционных продуктов.
Dpmoney: Сейчас многие инвестиционные компании принимают
решение о продаже. На Ваш взгляд, насколько разумно отдавать бизнес в нынешний
условиях? Не лучше ли было бы повременить с привлечением стратегических
инвесторов, чтобы иметь возможность продать бизнес за более высокую цену?
Д.М.: Мне кажется, что никто сейчас ничего не продавал, если
бы имел возможность сохранить бизнес. Но стоит понимать, что бывают
исключительные моменты, когда стоит избавиться от актива и выручить за него хоть
какие-то деньги, чем просто потерять всё. Дело в том, что всегда есть баланс, и
процесс принятия решений руководством компании сопровождается глубоким анализом
всех "за" и "против" того или иного действия, тем более, когда речь идет о таком
серьезном вопросе, как продаже или привлечение стратегического инвестора.
Dpmoney: Как Вы считаете, сколько продлится кризис?
Д.М.: Еще год, я думаю, кризис продлится точно, а может быть
и больше. Здесь сложно дать четкие прогнозы. Взять, к примеру, дефолт 1998 года.
Кто сейчас, глядя назад, может четко сформулировать, когда мы вышли из него? в
1999, 2000 или 2004? Рост экономики начался практически сразу с наступлением
1998 года, хотя на рынке недвижимости, для сравнения, кризис в 1999 году был
сильнее, чем в 1998-м. Если мы говорим про кредитование и стимул для
развития бизнеса, про какую-то нормализацию ситуации, то условно рынок вернулся
назад в 2002 или 2003 год. Таким образом, четко обозначить, что является выходом
из кризиса, нельзя. Наша задача - вспоминать о кризисе как символе того,
что экономическая конъюнктура может меняться очень быстро вопреки нашим планам,
ожиданиям и прогнозам.
Dpmoney: Ваши личные ассоциации при слове "кризис"?
Д.М.: Никакого негатива, на самом деле, от этого слова
я не испытываю. Любая ситуация, если подойти к ней с умом, может пойти на
пользу и быть удачно использована. Для нас кризис - это как минимум
опыт, как максимум – большой шанс, хотя, конечно, и с повышенными рисками. Но
еще раз подчеркиваю – это время широких возможностей, реализация которых, на
первый взгляд, кажется опасной, а в результате может вылиться для компании
и ее служащих в позитивное русло.
Dpmoney: Оказал ли кризис влияние на ваши личные привычки?
(может быть, изменились музыкальные вкусы, может быть, поменяли свой распорядок
дня и меню)
Д.М.: Практически нет, за исключением того, что работы стало
больше, к сожалению.