Без машин

В январе 2009 г. в Россию было ввезено 29 832 новых легковых автомобиля, тогда как годом ранее — 112 567, подсчитала компания "Автостат". Это примерно соответствует месячному объему импорта автомобилей в 2003 — начале 2004 г.

Дмитрий Гулин, президент Российской ассоциации автодилеров, отмечает, что к февралю на складах дилеров и производителей оставался запас автомобилей 2008 г. на 2-3 месяца продаж. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), "Автостата" и "АСМ-холдинга" в январе 2008 г. — январе 2009 г. в стране продано примерно на 430 000 меньше новых иномарок, чем ввезено и произведено. При этом в январе дилеры продали 116 899 новых иномарок.
Импорт машин из Японии, упал на 74% (10 234 автомобиля), Кореи — на 76% (5574), Германии — на 67% (3034), Великобритании — на 71% (2576). Самое сильное сокращение показали Узбекистан (Uz-Daewoo) — на 85% (935) и Украина (Chevrolet Lanos) — на 96% (всего 200).
Олег Дацкив, директор по развитию бизнеса информационного ресурса auto-dealer.ru. полагает, что В Россию с января ввозятся в основном нишевые автомобили, новинки, появившиеся на рынке осенью 2008 г., такие как Audi Q5, Volvo XC 60, а также редкие комплектации, заказанные покупателями.
Автоконцерны объясняют снижение импорта двумя факторами: падением спроса и частичным переносом производства в Россию. Так, "Тойота мотор рус" перестала импортировать Toyota Camry из Японии в связи с началом выпуска ее в России, импорт других моделей (Toyota ввозит машины из Японии, Великобритании, Франции) снизился из-за рыночной ситуации.
Однако производство в России иномарок также находится в кризисе. По мнению директора аналитического департамента "Автостата" Сергея Целикова более-менее стабильное положение сейчас имеют лишь ряд сборочных производств, которые фактически замещают импорт своей продукции местной сборкой, экономя при этом на таможенных платежах. Говорить о полномасштабном производстве иномарок в России сейчас не приходится. Количество поставщиков автокомпонентов на СП измеряется 2-3 десятками компаний, а общий объем производимых в России автокомпонентов для сборки иномарок не превышает и сотни наименований. По оценке "Автостата" уровень локализации компонентов для иномарок в денежном выражении не превышает 8-10% от их себестоимости.
По словам Сергея Целикова, почти все предприятия традиционного российского автопрома к началу 2009 года вышли "на грань между жизнью и смертью". По мнению аналитика, без быстрой реализации экстренных мер поддержки российского автопрома к концу 2009 года эта индустрия может недосчитаться многих предприятий. А ведь именно они являются почти 100-процентными потребителями российских компонентов, сырья и материалов. В этом случае серия банкротств может пойти по цепочке на поставщиков с первого до последнего уровня.
Массовый импорт новых автомобилей по новым пошлинам (с 12 января ставка выросла с 25% до 30% или 1,2-2,8 евро за 1 куб. см двигателя) начнется в апреле-мае 2009 г. считает Дацкив. Он будет сопровождаться резким падением продаж. C августа прошлого года новые иномарки к середине февраля 2009 г. подорожали в рублях, по подсчетам «Автостата», в среднем на 20%. Уже в ближайшие месяцы дальнейшее подорожание может составить еще 10%.
Аналитик финансовой компании "Открытие" Кирилл Таченников отмечает, что основных причин резкого падения импорта две: девальвация рубля и рост пошлин. Из-за этого покупатели предпочитали покупать, а дилеры - продавать автомобили прошлого года. "Продажи к середине года частично восстановятся, но прошлогодних объемов мы не увидим, - сетует Кирилл Таченников. - Те, у кого деньги были только на машины эконом-класса, пойдут на вторичный рынок".
Кстати, официальные дилеры во время подъема рынка так и не сумели закрепиться на рынке вторичных продаж. Им постоянно мешало то опасение отбить у самих себя покупателей новых машин, то недостатки законодательства, то другие страхи. В конце прошлого года государство сделало им поистине царский подарок, отменив т.н. "двойной НДС", когда налог за продажу машины платил и продавец, и покупатель, а автодилеры, будучи посредником, перекладывали на них этих расходы, оставляя себе лишь прибыль. Что теперь мешает официальным дилерам развивать вторичный рынок - не очень понятно.
Денис Лебедев