В январе 2009 г. в Россию было ввезено 29 832 новых легковых автомобиля, тогда как годом ранее — 112 567, подсчитала компания "Автостат". Это примерно соответствует месячному объему импорта автомобилей в 2003 — начале 2004 г.
Дмитрий Гулин, президент Российской ассоциации автодилеров,
отмечает, что к февралю на складах дилеров и производителей оставался запас
автомобилей 2008 г. на 2-3 месяца продаж. По данным Ассоциации европейского
бизнеса (АЕБ), "Автостата" и "АСМ-холдинга" в январе 2008 г. — январе 2009 г. в
стране продано примерно на 430 000 меньше новых иномарок, чем ввезено и
произведено. При этом в январе дилеры продали 116 899 новых иномарок.
Импорт машин из Японии, упал на 74% (10 234 автомобиля),
Кореи — на 76% (5574), Германии — на 67% (3034), Великобритании — на 71% (2576).
Самое сильное сокращение показали Узбекистан (Uz-Daewoo) — на 85% (935) и
Украина (Chevrolet Lanos) — на 96% (всего 200).
Олег Дацкив, директор по развитию бизнеса информационного ресурса
auto-dealer.ru. полагает, что В Россию с января ввозятся в основном нишевые
автомобили, новинки, появившиеся на рынке осенью 2008 г., такие как Audi Q5,
Volvo XC 60, а также редкие комплектации, заказанные покупателями.
Автоконцерны объясняют снижение импорта двумя факторами:
падением спроса и частичным переносом производства в Россию. Так, "Тойота мотор
рус" перестала импортировать Toyota Camry из Японии в связи с началом выпуска ее
в России, импорт других моделей (Toyota ввозит машины из Японии, Великобритании,
Франции) снизился из-за рыночной ситуации.
Однако производство в России иномарок также находится в
кризисе. По мнению директора аналитического департамента "Автостата" Сергея
Целикова более-менее стабильное положение сейчас имеют лишь ряд сборочных
производств, которые фактически замещают импорт своей продукции местной сборкой,
экономя при этом на таможенных платежах. Говорить о полномасштабном производстве
иномарок в России сейчас не приходится. Количество поставщиков автокомпонентов
на СП измеряется 2-3 десятками компаний, а общий объем производимых в России
автокомпонентов для сборки иномарок не превышает и сотни наименований. По
оценке "Автостата" уровень локализации компонентов для иномарок в денежном
выражении не превышает 8-10% от их себестоимости.
По словам Сергея Целикова, почти все предприятия
традиционного российского автопрома к началу 2009 года вышли "на грань между
жизнью и смертью". По мнению аналитика, без быстрой реализации экстренных мер
поддержки российского автопрома к концу 2009 года эта индустрия может
недосчитаться многих предприятий. А ведь именно они являются почти
100-процентными потребителями российских компонентов, сырья и материалов. В этом
случае серия банкротств может пойти по цепочке на поставщиков с первого до
последнего уровня.
Массовый импорт новых автомобилей по новым пошлинам (с 12
января ставка выросла с 25% до 30% или 1,2-2,8 евро за 1 куб. см двигателя)
начнется в апреле-мае 2009 г. считает Дацкив. Он будет сопровождаться резким
падением продаж. C августа прошлого года новые иномарки к середине февраля 2009
г. подорожали в рублях, по подсчетам «Автостата», в среднем на 20%. Уже в
ближайшие месяцы дальнейшее подорожание может составить еще 10%.
Аналитик финансовой компании "Открытие" Кирилл Таченников
отмечает, что основных причин резкого падения импорта две: девальвация рубля и
рост пошлин. Из-за этого покупатели предпочитали покупать, а дилеры - продавать
автомобили прошлого года. "Продажи к середине года частично восстановятся, но
прошлогодних объемов мы не увидим, - сетует Кирилл Таченников. - Те, у кого
деньги были только на машины эконом-класса, пойдут на вторичный рынок".
Кстати, официальные дилеры во время подъема рынка так и не
сумели закрепиться на рынке вторичных продаж. Им постоянно мешало то опасение
отбить у самих себя покупателей новых машин, то недостатки законодательства, то
другие страхи. В конце прошлого года государство сделало им поистине царский
подарок, отменив т.н. "двойной НДС", когда налог за продажу машины платил и
продавец, и покупатель, а автодилеры, будучи посредником, перекладывали на них
этих расходы, оставляя себе лишь прибыль. Что теперь мешает официальным дилерам
развивать вторичный рынок - не очень понятно.
Денис Лебедев