У россиян нарастает пессимизм. Об этом говорит стремительное снижение уровня потребительского доверия в России, рассчитываемого агентством Nielsen.
Индекс потребительского доверия рассчитывается Nielsen
исходя из таких показателей, как уверенность потребителей в перспективах
трудоустройства, оценка ими состояния личных финансов и готовность покупать
новые товары.
Согласно исследованию "Russians Through Crisis" (принимало
участие 500 человек), первое резкое падение индекса потребительского доверия в
России на рекордные 16 пунктов произошло в ноябре 2008 года. Отпечаток на
настроения потребителей накладывает набирающая обороты рецессия в экономике,
рост безработицы, девальвация рубля и бремя кредитов, набранных в
"оптимистичные" годы.
В феврале 2009 года индекс потребительского доверия в
России, и без того низкий, потерял еще 6 пунктов по сравнению с ноябрем 2008 г.,
составив 82 пункта (см рис).
Один из главных источников беспокойства для российских
потребителей − трудоустройство. В феврале 2009 года по сравнению с сентябрем
2008 г число потребителей, у которых в настоящее время хорошие перспективы
трудоустройства, сократилось в 2,5 раза – до 20%. Практически каждый пятый (18%)
сегодня считает свои перспективы в области трудоустройства плохими, что в три
раза больше, чем всего полгода назад. Всего обеспокоены своей работой − 75%
участников исследования Nielsen.
В феврале меньше половины опрошенных (47%) уверены в своих
финансах, в то время как в ноябре прошлого года "уверенных" было 51%.
Что касается готовности тратить, то, похоже, именно сейчас
российский потребитель, позволивший себе "погулять" на Новый год и Рождество,
всерьез берется за экономию. Готовность тратить неуклонно снижается: 47%
респондентов считают ближайшие 12 месяцев не очень хорошим временем для покупок,
а 20% − и вовсе плохим. Если в ноябре 2008 г тех, кто отметил ближайший год как
"хорошее" и "отличное" время для покупок новых товаров, было 41%, то в феврале
2009 г это цифра составила уже 30%. В то же время доля потребителей, для которых
время для покупки новых вещей "не очень хорошее" и "плохое" с ноября по февраль
выросла почти на 20%.
Однако, несмотря на кризис, в последние месяцы 2008 года
сохранилась тенденция к развитию премиального сегмента в отдельных категориях
упакованных продуктов питания, − шоколаде, кофе и других. "Но, судя по тому, как
серьезно изменился настрой российских потребителей в феврале 2009 г. из-за
снижения покупательной способности, поляризация рынка − очень вероятный сценарий
для продовольственного рынка", - говорится в исследовании.
В этом случае, при сохранении премиального сегмента,
произойдет заметный переток потребителей из среднеценового сегмента в
экономичный.
Примечательно, что в течение первых месяцев 2008 г
потребление традиционных молочных продуктов в городах России неуклонно
снижалось, то с наступлением кризиса, в четвертом квартале 2008 г ситуация в
молочной индустрии начала меняться, и уже в октябре и ноябре наблюдался рост
розничных продаж молока.
"Пока рано говорить о том, что из-за снижения покупательной способности, часть потребителей переориентируется в своих предпочтениях на базовые продукты, однако возможно, что в углублении кризиса эта тенденция продолжит развитие в отдельных категориях", − говорит генеральный директор компании "Nielsen Россия" Дуайт Уотсон.
"Пока рано говорить о том, что из-за снижения покупательной способности, часть потребителей переориентируется в своих предпочтениях на базовые продукты, однако возможно, что в углублении кризиса эта тенденция продолжит развитие в отдельных категориях", − говорит генеральный директор компании "Nielsen Россия" Дуайт Уотсон.
Амера Карлос