Судостроение автоматизируют по-американски

Американский разработчик систем автоматизации проектных работ (САПР) Parametric Technology Corporation (РТС) хочет автоматизировать деятельность судостроительных верфей и проектных институтов Северо-Запада России. Для этого она открыла свое представительство в Петербурге.

Главой представительства стал Дмитрий Яковенко, ранее работавший в должности директора по стратегическим проектам "Адмиралтейских верфей". Вендором РТС стала петербургская компания "Ирисофт". Основным направлением деятельности РТС на Северо-Западе станут продвижение и продажи САПР (системы автоматизации проектных работ) предприятиям судостроительной отрасли: верфям, проектным и научным институтам.
Выход РТС именно на Северо-Запад Дмитрий Яковенко объясняет созданием Объединенной судостроительной корпорации с тремя центрами: Северным и Дальневосточным и Западным. Именно в последнем сконцентрирован основной научно-технической и производственный потенциал российского судостроения, подчеркивает Яковенко.
К тому же многие судостроительные предприятия Северо-Запада, вошедшие в ОСК, ранее уже работали с решениями РТС. В их числе "Адмиралтейские верфи", "Балтийский завод", ЦКБ "Рубин", Северное проектно-конструкторское бюро, КБ "Малахит". Участники рынка скептически смотрят на перспективы РТС: слишком велика конкуренция.
Разработчики предлагают 12 различных САПР, предназначенных именно для судостроения, в то время как основой решений РТС являются все же запросы машиностроителей, отмечает главный конструктор по САПР Северного ПКБ Анатолий Карпеко. К тому же "тяжелые" САПР очень дороги, их целесообразно внедрять, если и верфи, и проектные бюро работают в одной информационной системе, а этого пока нет и в скором времени не предвидится, говорит Карпеко.
"Все зависит от конечной цены проекта. Чем она выше, тем больше у проектировщика возможностей для приобретения хорошего программного обеспечения. Самые высокие цены, как правило, у госзаказов, частники платят существенно меньше", - согласен технический директор ЗАО "Морское инженерное бюро" Николай Поздеев. Сейчас компания использует AutoCad, но собирается покупать специализированный САПР. Это будет европейская разработка. "Америка далеко, Европа ближе и понятнее", - объясняет Поздеев. Кроме того, эта программа дешевле, чем решение РТС. По словам Анатолия Карпеко, Северное ПКБ также использует для проектирования судов европейскую программу: Foran, разработанную испанской SENER INGENERIA Y SISTEMAS S.A.
Конкуренция в регионе достаточно высокая, согласен Дмитрий Яковенко. "Предлагаемые РТС решения позволяют сократить затраты на разных этапах производства от 30 до 70 %, что дает нам значительные конкурентные преимущества", - полагает он. Аналитики считают, что РТС вполне по силам потеснить конкурентов. "Мы полагаем, что в условиях экономического кризиса и снижения роста доходов главная задача для РТС - сконцентрироваться на более-менее стабильном рынке. Северо-Запад отвечает этим условиям, так как одна из основных отраслей региона - судостроение - признана стратегической в масштабах страны", - полагает аналитик "Русской промышленной компании" (вендор Autodesk) Антон Пелец.
Справка: РТС - один из ведущих мировых разработчиков САПР (системы автоматизации проектных работ). Решения РТС основанны на технологии поддержки жизненного цикла изделия (Product Lifecycle Management, PLM). Эта технология, в свою очередь, подразумевает организацию взаимодействия средств автоматизации конструирования (CAD), технологической подготовки производства (CAM) и инженерного анализа (CAE) с помощью системы управления инженерными данными (PDM), а также их интеграцию с другими информационными средами предприятия. Оборот в 2008 году - $1 млрд.
Ольга Вильде