Сергей Фивейский, первый заместитель председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Петербурга, рассказывает о том, каким критериям должна соответствовать компания, чтобы ее могли отнести к инновационной.
"В Петербурге прошлым летом постановлением городского
Правительства утверждена методика отнесения организаций к инновационному типу.
Она разрабатывалась в условиях отсутствия на федеральном уровне четких
законодательно закрепленных понятий «инновации», «инновационная деятельность»,
критериев инновационности.
Для нас этот документ был необходим, так как позволил уже в
2008 году осуществить ряд мер поддержки в рамках Комплексной программы
мероприятий по реализации инновационной политики в Петербурге. Например,
инновационным компаниям города были выданы 4 вида субсидий, причем основным
условием в конкурсе на их получение было как раз соответствие компаний критериям
этой методики. Кроме того, с помощью методики начал формироваться Реестр
инновационных организаций.
В методике уровень инновационной активности организации
устанавливается из определенного набора количественных и качественных критериев:
Среди количественных
критериев:
- доля расходов на НИОКР в общем объеме расходов организации;
- доля инновационной продукции в объеме продукции, произведенной организацией;
- индекс доходности инновационной деятельности.
- доля расходов на НИОКР в общем объеме расходов организации;
- доля инновационной продукции в объеме продукции, произведенной организацией;
- индекс доходности инновационной деятельности.
Основными качественными критериями, характеризующими уровень
инновационной активности, являются:
- преобладание в организации технологических инноваций (продуктовых или процессных) относительно организационных и маркетинговых инноваций;
- отнесение организаций к одному из двух типов: тем, которые осуществляют разработку объектов интеллектуальной собственности и реализуют их с долей инновационной продукции не менее 50% от общего объема реализованной компанией продукции, и организациям, внедряющим приобретенные объекты интеллектуальной собственности.
- преобладание в организации технологических инноваций (продуктовых или процессных) относительно организационных и маркетинговых инноваций;
- отнесение организаций к одному из двух типов: тем, которые осуществляют разработку объектов интеллектуальной собственности и реализуют их с долей инновационной продукции не менее 50% от общего объема реализованной компанией продукции, и организациям, внедряющим приобретенные объекты интеллектуальной собственности.
Показатели инновационной активности организации определяются
в зависимости от ее отраслевой принадлежности. Например, доля инновационной
продукции в общем объеме отгруженной продукции для фармацевтики, точного
приборостроения или аэрокосмического оборудования должна составлять не менее
20%, а для судостроения, металлургии или нефтепереработки – не менее 10%. Полный
список отраслей и количественных критериев отнесения организаций к
инновационному типу есть в приложении к методике.
Оценка уровня инновационной активности той или иной компании
производится через предоставление необходимых данных о ее деятельности за три
последних года. Организации, которые согласно методике соответствуют критериям
инновационности, заносятся нами в реестр инновационных компаний.
Отмечу, что методика – это «живой документ», который может и
будет корректироваться с учетом конструктивных предложений науки, бизнеса,
общественности.
В своей деятельности мы руководствуемся универсальным
понятием инноваций – как продукта или услуги, которые воспринимаются на рынке
как новые. Для нас инновации могут быть в любом виде человеческой деятельности.
Поэтому, например, в той же методике довольно широкий список отраслей
деятельности, где могут разрабатываться и внедряться инновационные продукты,
услуги, технологии, процессы.
Другое дело – это определение инновационного потенциала
Петербурга, то есть тех отраслей, видов деятельности, кластеров, которые
приоритетны и перспективны для экономики города с точки зрения внедрения
инноваций. Эту работу мы начали вести в прошлом году и продолжим в этом, так как
ощущаем запрос со стороны бизнеса на подобное определение приоритетов в
инновационном развитии города".