Холдинг "Сумма Капитал" Зиявудина Магомедова построит в Приморске судоверфь стоимостью $1 млрд. Там же строит свою верфь Выборгский судостроительный завод, но на госсредства.
Партнером "Суммы Капитал" будет корейский судостроительный
концерн STX Shipbuilding, соответствующий протокол о намерениях уже подписан.
STX Shipbuilding примет участие в подготовке технико–экономического обоснования
проекта, а также передаст необходимые технологии и разработки. Предполагается,
что верфь будет построена на собственные и заемные средства группы "Сумма" за 5
лет. Строительство начнется через полгода после начала разработки рабочей
документации.
Верфь будет расположена в проектируемом портовом районе
Высокинский порта Приморск. На ней будут строиться крупнотоннажные суда (танкеры
и газовозы) дедвейтом до 250 тыс. т, а также морские платформы для работы на
шельфе. Стоимость проекта — около $ 1 млрд, срок окупаемости — 11 с половиной
лет.
Аналитик инвестиционной компании "Финам" Дмитрий Баранов
считает, что сотрудничество с корейским концерном выгодно "Сумме" не только с
технологической, но и с финансовой точки зрения. Корейские судостроители давно
вынашивают планы покорения Европы, поэтому они будут привлекать финансирование
своих банков.
Аналогичный по параметрам проект также в Приморске к 2011
году намерено реализовать ОАО "Выборский судостроительный завод", аффилированное
с банком "Россия", чей совладелец Юрий Ковальчук считается "другом Владимира
Путина". Стоимость проекта ВСЗ — 38 млрд рублей, на них предполагается
создать как собственно верфь, так и сопутствующую социальную инфраструктуру.
Проект ВСЗ одобрен лично премьером Путиным и получит государственную поддержку
как за счет кредитов Внешэкономбанка, так и из федерального бюджета.
Читайте также:
В Приморске будет город-верфь
Верфь ВСЗ будет строить танкеры–газовозы и морские буровые
платформы. Аналитики считают, что двум верфям не будет тесно в одном Приморске.
Главная задача сейчас — вернуть себе внутренний рынок, ведь до 90% судов
российские компании строят сейчас за рубежом, говорит главный специалист ЦНИИ
технологии судостроения Илья Вайсман. Российские верфи не могут строить суда
шире 35 м, а это самая востребованная продукция, отмечает он.
"Для России и пяти доков будет мало, надо строить до десяти
новых", — уверен Вайсман. В Приморске есть место для строительства двух
верфей: удобная бухта защищена островами Северный Березовый и Большой Березовый,
указывает Дмитрий Баранов. В конце 2007 года "Сумма Капитал" арендовала на 49
лет участок в Приморске площадью 103,78 га для строительства терминала по
перевалке нефтепродуктов. Возможно, именно на нем будет построена верфь, считает
Баранов.
Руководитель информагентства "ИнфраНьюс" Алексей Безбородов
уверен, что обе верфи столкнутся с нехваткой рабочей силы: в самом Приморске
проживают чуть более 5 тыс. жителей. "Это не проблема", — возражает Илья
Вайсман. Он приводит в пример опыт Китая, где судостроительные предприятия ищут
кадры по всей стране, везут их к месту работы, обучают и обеспечивают жильем.
Помимо "Суммы" и ВСЗ, свою суперверфь на базе ОАО "Северная
верфь" в Петербурге намерена построить Объединенная промышленная корпорация
Сергея Пугачева. ООО "Сумма Капитал" создано в 2007 году и управляет бизнесом
Зиявудина Магомедова. Владеет компаниями в области добычи ископаемых (Первая
горнорудная компания, "Якутгазпром", "Сибирские цветные металлы"), нефтяной
логистики ("Приморский торговый порт", "Транс–флот", "Петротранс–Приморск", "МТП
Приморск"), девелопмента ("СК–девелопмент"), телекома ("Сумма телеком",
"Национальный телеком"), инжиниринга ("Мостоотряд–99", "Глобалэлектросервис",
"Электросевкавмонтаж", "Стройновация").
Ольга Вильде