Россия вернулась в XX век

Сегодня россияне оценивают свое материальное положение так же, как в 2000 году. Об этом говорят данные исследования  "Кризисный мониторинг", проведенного ГФК "Русь".

2000–й был первым годом, когда россияне почувствовали первые улучшения после кризиса 1998 года. Если в 1999 году тех, кто заявил, что их доходы упали, насчитывалось 83%, то к 2000–му таких было только 68%. При этом улучшили свое благосостояние в 2000 году 14% респондентов против 7% в 1999–м.
Но тогда зарождалась тендендия к росту, который затем набирал силу в течение 5 лет. Сегодня исследования показывают тенденцию к ухудшению потребительского настроения среди россиян. Причем положительная динамика, которая накапливалась целую пятилетку, сошла на нет буквально за пару месяцев.
Уже в декабре 2008 года только 13% опрошенных россиян сказали, что их материальное положение улучшилось. Это в 2 раза меньше, чем в начале 2008 года. К марту 2009 года число отметивших рост доходов сократилось еще вдвое — до 6%. При этом с той же скоростью выросло число респондентов, чье материальное состояние стало значительно хуже.
Сегодня таких 50% россиян. И ничего хорошего в будущем, как показывает исследование, они не ожидают. Во всяком случае, что касается материального положения. Пессимистично оценивают шансы увеличить размер своих кошельков в ближайшие 12 месяцев более четверти респондентов.
Не предвидя материальных улучшений, россияне стали активнее пересматривать отношение к текущим тратам.
"В период с 2001 по 2005 год резко (с 16 до 38%) выросла доля тех, кто считал, что на момент опроса время для совершения крупных покупок хорошее, — говорится в исследовании. — В 2007 году этот показатель снизился до 36%. В мае 2008 года он составлял 32%, в декабре 2008–го опустился до 20%, а в марте 2009 года рухнул до 12%".
По данным опроса, россияне планируют экономить на обновлении гардероба (20% респондентов), косметике и парфюмерии (13%), товарах для дома и дачи (12%). Собираются сократить расходы на развлечения и ремонт в квартире 11%, не будут покупать бытовую технику, электронику и средства связи 10% опрошенных.