Как вложить $225 и создать компанию ценой $181 млн

Автор фото: Архив "ДП"

Как известно, переменчивая фортуна может повернуться как лицом, так и менее симпатичным местом. Соковая компания Odwalla из Калифорнии пережила оба этих случая.

Началось все в 1980 году, когда трое 25–летних американцев — Джордж Стэлтенпол, Джерри Перси и Бонни Бассет — задумались о том, как бы заработать денег без крупных капиталовложений. Решили продавать свежевыжатый сок. Бизнес начался с соковыжималки секонд–хенд за $225 и микроавтобуса "фольксваген" 20–летней давности. Первыми клиентами стали окрестные рестораны города Санта–Крус, куда апельсиновый сок (единственный в ассортименте) доставляли на упомянутом драндулете.
Успех был быстрым: в 1985 г. компания уже охватила всю Калифорнию, в 1988 г. вышла на рынки других штатов. К 1993 году соки Odwalla доминировали на рынке Калифорнии, компания владела парком из 35 грузовиков, число работников достигало 200 человек, а сок 20 видов продавался более чем в 1,4 тыс. торговых точек, оборот составлял $13 млн в год. Темпы роста не имели тенденций к снижению: в планах 1996 г. было достижение 4 тыс. точек продаж и почти $60 млн оборота.
Но в октябре 1996 года произошло событие, поставившее компанию на грань выживания: от кишечной палочки погибает ребенок, и 60 человек оказываются в больнице. Все они пили яблочный сок Odwalla. Возможно, причина трагедии в нарушении технологии производства или в некачественном сырье, но это уже неважно — начинается паника.
Потребители отказываются от свежевыжатых соков, продажи Odwalla падают на 90%, а акции компании — на 40%. Процветающая компания фиксирует убытки в $11,3 млн и вынуждена увольнять работников. Из–за того, что от отравления свежими соками пострадали люди (за 5 лет 447 случаев, один из которых смертельный), производителей обязывают клеить предупреждения об опасности продукции для здоровья. Общая сумма исков к компании подбирается к $40 млн.
Реакция Odwalla была быстрой и эффективной. Компания переориентируется на пастеризованные соки и выводит на рынок целый ряд новинок здорового питания: соки в смеси со злаками и орехами, которые можно употреблять как полноценную еду, новые вкусы напитков, новую упаковку и даже выпускает твердую пищу — питательные батончики.
Уже в III квартале 1998 года Odwalla возвращается к прибыли, декларируя $140 тыс. в противовес почти $2 млн убытков за аналогичный период прошлого года. Компания вписалась в тренд заботы потребителей о своем здоровье и экологии, поддержав зеленых и переведя почти весь свой автопарк с бензина на природный газ. И к 1999 г. полностью оправляется от удара судьбы, достигнув докризисного объема продаж — $60 млн.

Кстати: за трагический случай в 1996 году Odwalla заплатила один из крупнейших в истории пищевой отрасли США штраф в размере $1,5 млн. В 2001 году Odwalla с годовым доходом в $98 млн становится частью одного из подразделений Coca–Cola. Сумма сделки — $181 млн.