В кризис можно делать кино без господдержки и спонсоров, решил режиссер Виктор Тихомиров и начал снимать картину о Чапаеве с Михаилом Шацом и Иваном Охлобыстиным.
Виктор Тихомиров известен широкой публике в большей степени
как художник, писатель и один из основателей легендарного художественного
течения "Митьки". Также на его счету 13 фильмов, в основном короткометражных.
"ДП": Фильм, который ты снимаешь, называется "Чапаев Чапаев". Может,
стоило бы назвать "Чапаев–2"?
В.Т.: Повторение слова придает ему некоей песенной энергии и
закрепляет в сознании. А не "Чапаев–2" потому, что тогда картина попала бы в
зависимость от "Чапаева"... Действие моего фильма происходит в 1950–е годы, в
конце 1960–х и в 1919–1920 годах, когда Чапаевская дивизия прекращает свое
легендарное существование.
В моем сочинении Чапаев не погибает, погибает Анка по
ошибке. Петька не является юношей, он, как в "Гусарской балладе", оказывается
патриотически–революционно настроенной девушкой, которую связывает с Чапаевым
любовная история... В конце 1950–х модны были водолазы, полярники,
летчики–космонавты еще только готовились появиться. Один из героев, Поликарп
Шторм, является полярным летчиком и одновременно отцом отрицательной героини.
"ДП": Его согласился сыграть популярнейший Михаил Шац. Тебе удалось
уговорить участвовать в проекте еще каких–нибудь знаменитостей?
В.Т.: Увлечь, скорее. Многие актеры согласились работать
бесплатно, в том числе такие известные, как Иван Охлобыстин. Охлобыстин,
духовное лицо, играет главную роль, которая двоична, если не троична. Это в
одной линии Чапаев, в другой линии — актер, играющий Чапаева, и еще есть
роль просто актера...
Одну из главных ролей играет Сергей Перегудов, Александр
Баширов согласился сниматься без всяких предварительных условий. Я думаю, и
Гребенщиков не откажется музыкально помочь, а композитором фильма является
известный джазовый импровизатор Александр Гайворонский.
"ДП": Пробовал ли ты привлечь продюсеров к съемкам фильма?
В.Т.: Я к ним обращался. Мотивы их содержат для меня тайну
неизъяснимую. Мой сценарий сначала лежал у Сельянова, у Месхиева на столе
полгода нечитанный. Московский продюсер Наташа Иванова с компанией "Хорошо
продакшн" начали со мной работать и провели было подготовительную работу, но
наступил кризис, мы не получили ожидаемой господдержки, и дело застопорилось.
Я понял, что единственный путь — действовать самому.
Счастливый случай свел меня с моей бывшей ученицей, Викторией Логиновой, которая
занимается крупным бизнесом. Виктория предложила свою поддержку. Ей удалось
привлечь еще своих знакомых, и мы вместе приблизились к цели на расстояние,
сомасштабное обычным затратам на такой фильм.
У нас денег раз в двадцать меньше, чем нужно, но это
позволяет мне с головой броситься в это дело. А транжирить деньги, как это
принято в большом кино, у нас пока некому. Группа крепчает, это люди преданные и
бескорыстные. Замысел всех объединяет, охота сделать другое кино.
Максимум, что я обещаю участникам, что если нам удастся
заработать — и это я обещаю твердо, — то прежде, чем начать новый
проект, я выплачу им по столько, по сколько они привыкли получать сегодня. Глядя
на голливудские фильмы, я вижу, что там огромные деньги вбуханы в пустые места.
Например, в техническое совершенство, но ведь это только средство.
Я же считаю, что важнее цель и кино должно хотя бы стараться
оставаться искусством. То есть тянуться к философскому уровню. Если нам удастся
заработать, мы сможем взяться за следующий проект.
Цифра: режиссер хочет знать, какие дыры затыкать. $600 тыс.
составляет примерный бюджет фильма "Чапаев Чапаев", по оценке его режиссера
Виктора Тихомирова.