16:5411 августа 200916:54
41просмотров
16:5411 августа 2009
Для реализации Конвенции ООН о правах инвалидов, которую Россия готовится ратифицировать, необходимо признать инвалидов равноправными гражданами и партнерами, а не особой группой. Аналитический обзор ООН по проблемам доступности образования и рынка труда для инвалидов в РФ был представлен 6 августа в Петербурге.
В сентябре 2008 года Россия подписала Конвенцию ООН о правах
инвалидов и готовится к ее ратификации. В этом случае ей придется
внести серьезные изменения в законодательную и практическую политику в отношении
инвалидов. Но этого мало, фактически должны произойти серьезные изменения в
общественных настроениях.
В основе идеологии конвенции заложена идея, что
инвалидность — это не медицинская проблема, связанная с состоянием здоровья
человека, а то состояние развития общества, которое своими барьерами
препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья.
Зачастую инвалиды не могут вести полноценный образ жизни
из–за "…существующих в обществе социальных и физических барьеров,
препятствующих их полноправному участию. В результате этого миллионы детей и
взрослых вынуждены вести такой образ жизни, который ведет их к сегрегации и
уничтожению их достоинства…" — говорится во Всемирной программе действий в
отношении инвалидов 1982 года.
По заказу ООН в РФ группой независимых национальных
экспертов под руководством д.э.н., профессора, заместителя директора Института
мировой экономики и международных отношений РАН Евгения Гонтмахера был
подготовлен аналитический обзор "Россия: на пути к равным возможностям".
Обсуждение выводов и рекомендаций обзора прошло 6 августа в Петербурге. Выступая
на мероприятии с презентацией, Евгений Гонтмахер рассказал о проблемах на рынке
труда инвалидов.
Превалирующее большинство людей с особенностями развития во
времена Советского Союза помещали в специализированные учреждения. Сегодня
каждый одиннадцатый житель нашей страны имеет ту или иную форму инвалидности,
т.е. особенности физического, психического, интеллектуального или сенсорного
развития различной степени. А это получается 13,5 млн человек. (И эта цифра не
является точной, поскольку она включает тех, кто получает пособие по
инвалидности, но получают его не все — в силу тех или иных причин.)
Из них 1,5 млн — это дети с ограниченными возможностями
здоровья, с которыми большинство из них останется, когда они вырастут.
С годами все больше появляется детей с аутизмом и нарушениями речи. Ежегодно
около 1 млн человек в РФ заявляет о своей инвалидности.
Эти люди не рассматриваются как резерв для экономики. Но, по
оценкам экспертов, к 2025 году в развитых странах будет 20% людей старше 60
лет. В условиях уменьшения рождаемости и старения нации, нехватки рабочей силы,
особенно в негосударственном секторе, те люди, которые хотят работать и
создавать национальное богатство страны, а не просто его забирать в виде
пособий, должны поощряться.
В силу сложившейся в российском обществе ситуации значительная часть
инвалидов, желая трудоустроиться на "обычных предприятиях" наравне с
другими гражданами, не могут это сделать не только в силу объективных, но и в
силу субъективных причин.
А желание трудиться у людей с ограничениями по здоровью,
особенно в молодом, трудоспособном возрасте, есть. Количество граждан,
относящихся к категории инвалидов, обратившихся за содействием в поиске
подходящей работы в службу занятости в 2007 году, составило более 250 тыс.
человек. Это почти в 3 раза больше, чем в 2000 году.
"Как правило, инвалид — это лучший работник, чем не инвалид,
потому что у него большая мотивация социализироваться и он готов
работать за меньшие деньги. Наши работодатели этого еще не понимают. Есть
сектора экономики, где инвалиды незаменимы, — отметил Евгений Гонтмахер. —
Надо переходить от квот к поддержке рабочих мест. Деньги должны идти за
инвалидом".
Как показывает мировой опыт, государственная поддержка в
этом вопросе необходима. Она может предоставляться в виде грантов для адаптации
рабочих мест для инвалидов, как в Великобритании. Или непосредственно в виде
специализированного оборудования, например адаптированных и доступных
компьютерных систем, мебели, защитного и вспомогательного оборудования на
рабочем месте или рядом с ним, которые позволяли бы беспрепятственно выполнять
рабочие функции.
В Испании работодатель в течение определенного времени получает грант на
предоставление опытного мастера–наставника для обучения определенным
профессиональным навыкам. В Чехии и Словакии работодателям, которые обеспечивают
трудовую занятость инвалидов, выплачивают временные субсидии или предоставляют
налоговые льготы.
На реализации принципов Конвенции в России уйдет не один
год. Потребуется не только активная поддержка государством
работодателей, компенсирующая дополнительные расходы, связанные с занятостью
инвалидов, но и внедрение принципов универсального дизайна, обеспечивающих
доступную среду обитания, а также построение системы инклюзивного и
специального обучения.