Вслед за проблемами группы "Осло Марин", три новых судна которой были арестованы за долги, с аналогичными проблемами сталкиваются и другие петербургские судоходные компании.
Мировой финансовый кризис сильно ударил по всей транспортной
отрасли. Судоходные компании, столкнувшиеся с резким падением объемов
грузооборота, были вынуждены пойти по пути демпинга. Так, всего за год стоимость
фрахта контейнеровоза, к примеру, упала в 4-10 раз. Причем, российские
компании, в основном небольшие, проигрывают мировым игрокам.
"Почему-то основные проблемы, связанные с тем, что владельцы
бросают свои суда на произвол, происходят именно с российскими судовладельцами и
с компаниями из СНГ", - говорит инспектор Международной федерации работников
транспорта (ITF) в Петербурге Кирилл Павлов.
По его словам, кроме уже арестованных трех судов "Осло
Марин" (одно из них, по его данным уже продано), арестован весь флот
компании "Бафф Выборг", состоящий из пяти судов. Правда, в самой компании пока
никак не прокомментировали эту ситуацию.
Сложная ситуация у компании West Cost Lines
(Петербург). Три ее судна хоть пока и не арестованы, но стоят в иностранных
портах без работы и практически без обеспечения, накапливая долги перед
снабжающими и агентскими компаниями и долги по зарплатам персоналу. Причем, у
двух ее судов ("Любава" и "Атлантик стар", оба под флагом Белиза), по данным
ITF, уже просрочены регистровые документы, то есть, они, по сути, уже не могут
выходить в море.
По оценкам Кирилла Павлова, только долги по зарплате на этих
двух судах превышают 350 тыс евро. Общая же задолженность компании по своему
флоту может достигать $1 млн. West Cost Lines 30 июля опубликовал на своем сайте
объявление о продаже "Любавы", стоимость которого оценивается примерно в $1 млн,
необходимый для погашения долгов. Но насколько на рынке будет востребовано судно
1984 года постройки, эксперты сказать не берутся. Представители West Coast Lines
также пока оказались недоступны для комментариев.
Надежда Малышева, главный редактор ИАА "Портньюз"
напоминает, что этой зимой по аналогичной схеме было брошено судно в порту
Петербурга. Тогда принадлежащий ЗАО "Панамо-русское пароходное общество"
(Мурманск) теплоход "Метелица" столкнулся с тем, что владельцы перестали
снабжать судно питанием и водой и выплачивать зарплату. Это судно до сих
пор арестовано и стоит на приколе в порту Петербурга с пятью членами экипажа на
борту.
"Большинство судов российских судовладельцев
зарегистрировано за границей и ходит под иностранными флагами, так что защищать
их российские власти не могут", - отмечает Надежда Малышева. По ее мнению,
выходом из этой ситуации могла бы стать перерегистрация судов в Российском
международном реестре, созданном несколько лет назад специально для возвращения
российского флота под национальный флаг, но пока не пользующийся у
судовладельцев популярностью.
По данным Центрального НИИ Морского флота, на 1 июля в
Петербурге было зарегистрировано 151 транспортное судно общей вместимостью 653,1
тыс тонн.