Президент инвестиционной группы "Спутник" и группы "Ренессанс страхование" Борис Йордан рассказал, как он сумел предвидеть кризис и почему русский менталитет не отличается любого другого.
"ДП": Всех интересует развитие финансового кризиса, в частности его
дно. Каковы ваши прогнозы?
Борис Йордан:
Все зависит от ситуации на
Западе, особенно от США. Финансовый кризис, который начался еще 2,5 года назад,
наконец начинает проявлять признаки стабилизации — в США замедляется
падение ВВП.
Возможные схемы развития ситуации эксперты теперь обозначают
буквами: L, V или даже W. На мой взгляд, больше шансов у буквы U. Сейчас мы еще
только приближаемся к низу этой буквы и, вероятно, достигнем дна в III–IV
квартале этого года. Потом предстоит очень долгое восстановление, которое будет
волатильным. То есть низ у буквы U будет не гладкий, а гармошкой.
"ДП": Почему все проблемы связаны именно с экономикой
США?
Читайте также:
Страховщики растеряли сборы и разжалобили
Б.Й.:
США производит 1/3 мирового ВВП. И
при дальнейшем падении американского ВВП страдают основные экспортеры —
Япония, Китай. Кто напрямую не зависит от экспорта в США, тому сейчас легче.
Если экономика США начнет восстанавливаться (возможно, это произойдет через 2
года) и уровень потребления превысит текущий, то следом вырастут экономики и
других стран–экспортеров.
Наш основной драйвер — это нефть, занимающая 60–70%
ВВП. По такому сценарию уровень цен на нефть зашкалит за $100 за баррель, и это
сильно поможет российской экономике, которая на 80% зависит от сырья (в основном
от нефти) и на 20% — от потребления.
Вообще, китайская история — это главная тема, о которой
нужно писать. За прошедший год власти Поднебесной буквально развернули всю
экономику страны, которая 30 лет ориентировалась на экспорт, на внутреннее
потребление, создание спроса на собственную продукцию.
"ДП": К сожалению, в нашей стране такое невозможно, так как мы не
"съедим" столько нефти…
Б.Й.: Ситуацию могла бы улучшить государственная программа
стимулирования потребительского спроса и инвестиций в развитие инфраструктуры.
При этом очень важно осторожно использовать кредитование и банковскую систему,
так как если просто влить деньги в банки, то велика вероятность, что они
окажутся на Западе.
Дело в том, что российской экономике по большому счету всего
10 лет, если вести отсчет от реформ 1999–2000 годов. Это были, пожалуй, наиболее
важные в истории постсоветской экономики реформы, которые способствовали
интеграции России в мировую экономику и привели бы к появлению доверительных
финансовых отношений с Западом, необходимых для получения длинных денег.
Но на это не хватило времени, и большинство индустриальных
компаний, банков и даже государственных структур обходились короткими кредитами.
В результате образовались долги в общей сумме на сотни миллиардов долларов,
которые теперь в условиях общей нехватки ликвидности нужно отдавать — как
на Запад, так и структурам внутри страны. К тому же у некоторых банков неплатежи
по кредитам достигают 30% всего портфеля.
"ДП": Вы, как американец, наверное, заранее предвидели
кризис...
Б.Й.: Неважно, кто я: русский, американец или китаец! Не
заметить начавшийся в США кризис было невозможно. Действительно, еще в мае 2008
года мы приостановили наем сотрудников, начали больше экономить. В июне 2008
года мы вышли из фондового рынка (правда, вернулись ненадолго в октябре, так как
считали, что дно кризиса близко). Теперь ясно, что нынешний кризис — самый
большой с 1929 года. С января мы полностью сидим в кэше и депозитах по страховым
резервам.
"ДП": А сколько вы потеряли в прошлом году?
Б.Й.: Конечно, мы, как и все, потеряли, но в итоге общий
доход по инвестиционному портфелю составил 3%. Конечно, по сравнению с нашим
средним доходом в последние годы (26%) это незначительный результат, но для тех
условий вполне достойный.
"ДП": Можно сказать, что вы приостановили инвестиции?
Б.Й.: Тратить ликвидность, не видя дна, — опасно и
неправильно. Процесс стабилизации и роста экономики может занять 8–15 лет.
Период восстановления — самое время покупать интересные компании. А пока
фокус наших усилий — это страховой бизнес, который состоит из двух блоков:
непосредственно продаж страховых продуктов и инвестиций.
Сейчас наша стратегия — повышение эффективности
страхового блока и консервативные краткосрочные инвестиции. Это трудно и очень
интересно — управлять бизнесом в период кризиса, когда никто не знает, где
дно. Ведь сейчас уже не так важен рост экономики, как прекращение падения, после
чего можно будет уже строить планы, нацеленные на рост.
"ДП": Намерены ли вы инвестировать в ваш проект покера онлайн в связи
с закрытием казино в России?
Б.Й.: Pkr.com — не имеющий аналогов 3D покер онлайн.
Проект был запущен в Британии 2 года назад, и уже дважды компания выплачивала
дивиденды. Русскоязычный сайт уже есть, но он пока не маркетируется в России и
не принимает платежи от российских клиентов. Мы планируем развивать проект в
России и Китае и, конечно, учтем некоторый всплеск интереса из–за закрытия
казино.
"ДП": Год назад вы запустили новый проект — прямые продажи
полисов автострахования ("Ренессанс Direct"), уверяя, что это самый эффективный
и низкозатратный способ привлечения клиентов. Довольны
результатами?
Б.Й.: Вполне довольны. По итогам 5 месяцев этого года объемы
продаж через Интернет и cool–центр составили порядка 200 млн рублей, то есть
около 4% в нашем общем портфеле (4,9 млрд рублей) и 7% — в портфеле
автострахования (2,9 млрд рублей). Мы делим этот рынок примерно 50/50 с
компанией "Интач страхование", но в отличие от нее продаем полисы по всей
стране. Однако 90% этого бизнеса нам приносят все–таки Москва и Северо–Запад,
где страховая культура и уровень проникновения страхования в целом выше, чем в
других регионах.
Прямые продажи — это новая для России концепция, но это
мировой тренд, и я уверен, что будущее автострахования во многом связано с
прямыми продажами, их развитие усилит позиции компании на этом рынке в ближайшем
будущем. Лет через пять–семь через Интернет и coll–центры в России будет
продаваться порядка 25% всех полисов автокаско.
"ДП": А особенности российского менталитета вы во внимание не
берете?
Б.Й.: Россия не является какой–то специальной страной, она
такая же, как все, и ее экономика развивается так же, как западные. Когда я в
начале 1990–х инвестировал в сотовые компании, мне говорили: "Народу нечего
есть! Кто ваши телефоны будет покупать?" Теперь у каждого человека есть сотовый.
В Англии уже более 50% полисов каско продается через директ, я не вижу причин,
которые могут помешать подобной динамике в России.
"ДП": А как кризис сказывается на убыточности в
автостраховании?
Б.Й.: Основная проблема в автостраховании связана с
девальвацией рубля. В 2008 году доллар стоил 25 рублей, а теперь 32. Ремонт
машины напрямую зависит от курса доллара, так как автодилеры покупают запчасти
за границей. Управлять этим процессом можно через диверсификацию портфеля по
видам страхования и с помощью андеррайтинга.
"ДП": В Петербурге число угонов опережает другие регионы. Как вы
боретесь с этим?
Б.Й.: Как и другие работающие в Петербурге страховые
компании, мы защищаем свой портфель при помощи детального андеррайтинга и точной
тарификации, а также через требование устанавливать на самые угоняемые модели
охранные системы и через свою службу безопасности.
"ДП": Насколько важен для вашего бизнеса Петербург?
Б.Й.: Это второй по объемам город в нашем бизнесе, который
обеспечивает нам 25% всех взносов.
"ДП": Как вы смотрите на последние реформы в ОСАГО?
Б.Й.: Судя по крупным игрокам рынка ОСАГО, убыточность по
этому продукту зашкаливает. Мы всегда относились к ОСАГО осторожно, специально
не продвигали этот продукт, и наша доля на этом рынке очень невелика. Что
касается реформ, то по–настоящему изменить ситуацию может только решение
отпустить тарифы, создав рыночные условия.
Вначале это привело бы к демпингу отдельных компаний,
которые вскоре были бы вынуждены покинуть рынок. И в итоге установились бы более
высокие рыночные тарифы, что в целом сделало бы механизм ОСАГО более
эффективным.
"ДП": Многие компании и так уйдут из–за кризиса и реформ в сфере
европротокола. Насколько сильно на имидже страхового рынка скажется уход
демпингующих игроков?
Б.Й.: Когда люди покупают полис ОСАГО у неизвестной
компании, это их собственный выбор, и они знают, на что идут. Нас скорее волнует
возможный коллапс кого–либо из крупных страховщиков, так как это подорвет
доверие населения и бизнеса ко всей страховой отрасли в целом.
"ДП": Поступают ли предложения о покупке других
страховщиков?
Б.Й.: Мы рассматриваем предложения, но осторожно. Бренд
"Ренессанс страхование" входит в топ–5 российских страховых брендов, и покупать
кого попало опасно для нашего имиджа, репутации, надежности. Мы рассматриваем и
региональные, и федеральные компании. В качестве критериев важна синергия по
расходам, если компания региональная — то также прозрачность и
профессионализм.
"ДП": Какая сумма может быть потрачена на покупку?
Б.Й.: Рассмотреть можем кого угодно.