Среди стартаперов бытует такое мнение: тратить время и деньги для защиты интеллектуальной собственности от конкурентов бессмысленно. Но мало кто из начинающих предпринимателей знает, что даже правильно оформленный бизнес–план может защитить интеллектуальные права его автора и увеличить шансы на реализацию проекта.
Ведь бизнес–план при необходимости можно признать охраняемым
авторским правом объектом интеллектуальной собственности, благо перечень таких
объектов в законе открытый, чего, к сожалению, не скажешь об идеях. Но
основная проблема начинающих предпринимателей состоит как раз в том, что чаще
всего они предлагают вниманию инвесторов бизнес–идеи, концепции, методы —
информацию, которая в качестве результатов интеллектуальной деятельности не
охраняется законом в принципе.
Речь идет о таких решениях, права на которые могут выступать
самостоятельными объектами рыночного оборота. Так, например, патентованию
подлежат изобретения, промышленные образцы и полезные модели, регистрация прав
на компьютерные программы тоже возможна. Но, к сожалению, по–настоящему
наукоемкое производство и уникальные бизнес–решения редко могут быть реализованы
силами вчерашних выпускников и нынешних студентов. Чаще всего им не хватает для
этого опыта, а модные в последнее время "инновационные проекты" — в большей
части случаев попросту способ недобросовестных стартаперов привлечь деньги
инвесторов под нереализуемый проект.
Также не стоит забывать о традиционном бизнесе в
информационном обществе — торговле авторскими правами на литературные,
музыкальные и аудиовизуальные произведения. Практика показывает, что это актив,
который может приносить прибыль годами. Таким образом, начинающим
предпринимателям нужно понимать, что проект, который не является защищенным с
юридической точки зрения, неинтересен профессиональному инвестору. Права на
объекты интеллектуальной собственности — это подстраховка для каждого,
дополнительное конкурентное преимущество, пренебрегать ими не стоит.
Виктор Пастернак, специалист по коммерческому праву и интеллектуальной
собственности