ВАЗ поедет дальше без людей

Автор фото: Итар-Тасс

АвтоВАЗ сократит до конца года каждого третьего сотрудника. Но и этого будет недостаточно для вывода предприятия из кризиса.

ОАО "АвтоВАЗ" намерено сократить к 1 декабря этого года 36 тыс. своих сотрудников, сообщил РИА "Новости" источник в Минздравсоцразвития России. 5,5 тыс. из них — люди предпенсионного возраста, 13 тыс. — пенсионеры. Еще 5 тыс. сотрудников — управленцы, которых сокращают в рамках реструктуризации.
По данным на июль, на предприятии работали 110 тыс. человек. "Минздравсоцразвития настаивает на том, чтобы высвобождение было поэтапным, с целью снижения социальной напряженности в регионе", — отметил источник. По его словам, люди, потерявшие работу, смогут рассчитывать на поддержку региональных властей. Им предложат переобучение, общественные работы или пособие на открытие своего бизнеса.
В пресс–службе АвтоВАЗа не смогли прокомментировать эту информацию. Между тем ситуация на предприятии уже напряжена. Около 1 тыс. работников завода 6 августа вышли на митинг и потребовали национализации АвтоВАЗа, прозрачности хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.
АвтоВАЗ — крупнейший производитель легковых автомобилей в России. Его продажи в этом году упали на 44% по сравнению с прошлым годом. Чистый убыток компании по РСБУ в первом полугодии 2009 года составил 14,2 млрд рублей.
Сейчас конвейер АвтоВАЗа работает по сокращенному графику. У сотрудников введена 20–часовая "ВАЗ" поедет дальше без людейрабочая неделя с оплатой за фактически отработанное время. По подсчетам специалистов завода, более 20 тыс. сотрудников АвтоВАЗа получат зарплату ниже 6 тыс. рублей, то есть прожиточного минимума, установленного в Самарской области для трудоспособного населения.
"Сокращение персонала — далеко не достаточное условие для выведения АвтоВАЗа на безубыточность", — считает ведущий аналитик компании "Атон" Михаил Пак. По его словам, предприятию необходимо сокращать и административные расходы (в прошлом году топ–менеджерам компании заплатили 10 млрд рублей) и повышать производительность труда. Если на заводах Toyota в год на одного сотрудника приходится 20 произведенных машин, то на АвтоВАЗе лишь семь.
В Петербурге, по данным Международной ассоциации дилеров АвтоВАЗа, работает 10 официальных дилеров марки.